С таким вопросом к специалистам Роспотребнадзора обратился клиент одного из крупных финансовых учреждений нашего региона. Банк отказал представителю потребителя (по доверенности) в бесплатном получении сведений о наличии задолженности заёмщика перед банком, потребовав плату в размере 200 рублей за выдачу справки. Когда клиент попытался выяснить, на каком основании взимается эта плата, то не получил ни устного, ни письменного разъяснения. Ответ он решил искать в надзорных органах.
А что говорит закон? В ФЗ «О потребительском кредите (займе)» указано, что после заключения договора потребительского займа кредитор обязан направлять в порядке, установленном договором, заёмщику следующие сведения или обеспечить ему доступ к ним: размер текущей задолженности заёмщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа); даты и размеры произведённых и предстоящих платежей заёмщика по договору потребительского кредита (займа); иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).
После предоставления потребительского кредита (займа) заёмщик вправе получать указанную информацию по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату. Более того, представление заёмщику информации о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) является обязанностью кредитора.
При этом не допускается взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заёмщика.
В ходе анализа поступившего обращения Управление Роспотребнадзора по Иркутской области усмотрело признаки нарушений в действиях сотрудника банка. В связи с вышеизложенным финансовому учреждению объявлено предостережение о недопустимости подобных фактов. Банк в свою очередь сообщил надзорным органам, что справка будет выдана заявителю бесплатно.