Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Представляю вашему вниманию очередной отчёт о работе Законодательного Собрания Иркутской области.
Всю первую половину ноября наша депутатская деятельность главным образом была связана с вёрсткой областного бюджета на 2024 год. В этом году его обсуждение проходило в несколько изменённом формате: вместо рассмотрения проекта бюджета на каждом комитете и комиссии мы провели эту процедуру одним днём на совместном заседании всех комитетов и комиссий ЗС. Но главный финансовый документ региона требовал рассмотрения и на других площадках.
Так, 7 ноября прошло расширённое заседание коллегии контрольно-счётной палаты Иркутской области, где присутствовали депутаты ЗС, представители Минфина и других областных министерств и ведомств. На коллегии нам была представлена экспертиза проекта закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». А также были подробно обсуждены параметры проекта бюджета, расходы по каждому направлению, в том числе с учётом задач, обозначенных президентом РФ и стратегией социально-экономического развития Иркутской области.
Особое внимание было уделено вопросам строительства и капитального ремонта областных и муниципальных объектов в социальной сфере, поддержке муниципалитетов, финансированию социально значимых мероприятий.
И. о. председателя контрольно-счётной палаты Ольга Ризман отметила высокий уровень поддержки муниципалитетов. Принимаются меры по повышению финансовой независимости муниципалитетов, в частности по увеличению нормативов отчислений от упрощённой системы налогообложения в бюджеты городских и муниципальных округов (соответствующий закон мы приняли на прошедшей сессии). Однако зависимость местных бюджетов от поддержки из областного бюджета продолжает оставаться высокой. Так, в местные бюджеты (без учёта целевых средств) проектом бюджета в 2024 году предусмотрено направить на 6,2% больше уровня 2023 года.
Ольга Михайловна обратила внимание на необходимость соблюдения чёткого соответствия бюджетного планирования и положений стратегии социально-экономического развития Иркутской области. По результатам проведённого анализа и экспертизы коллегия решила направить в правительство Иркутской области информационное письмо с предложениями о совершенствовании правового регулирования бюджетных отношений.
•••
На следующий день, 8 ноября, в зале заседания ЗС прошли публичные слушания, посвящённые этой же теме. В нём кроме областных парламентариев участие приняли депутаты дум муниципальных образований, а также представители общественных организаций.
С докладом выступила министр финансов региона Наталия Бояринова. Она сообщила, что к 2027 году прогнозируется рост собственных доходов на 44 млрд руб. Почти 64% расходов годового бюджета планируется направить на социальную сферу. Общий объём межбюджетных трансфертов в 2024 году составит около 115 млрд руб., в том числе 57 млрд – на решение вопросов местного значения. А с 1 января следующего года предусмотрено увеличение МРОТ на 18,5%.
Участники публичных слушаний обратили внимание на необходимость финансирования развития профобразования, поддержки учителей, субвенций муниципальным образованиям на учебные расходы. Кроме того, была подчёркнута необходимость работы над дефицитом регионального бюджета. Проектом закона он предусмотрен в размере 12,4%, при этом соглашением с федеральным Минфином предусмотрен предельный дефицит 10%.
•••
В прошлый четверг, 9 ноября, проект областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов был рассмотрен на совместном заседании комитетов и комиссий Заксобрания.
Согласно прогнозу социально-экономического развития региона, который представила заместитель профильного министра Марина Петрова, прибыль предприятий к 2026 году составит 617 млрд руб. Такой результат будет обеспечен реализацией инвестиционных проектов – целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске, Тайшетской анодной фабрики, завода полимеров в Усть-Куте и ряда других. Объём валового регионального продукта превысит 2,7 трлн руб.
На социальную сферу, по заявлению руководителя Минфина региона Наталии Бояриновой, за три года будет направлено около 500 млрд руб., в том числе в 2024 году – 190,3 млрд. В приоритете остаются вопросы поддержки семей с детьми, участников специальной военной операции и их семей, людей в трудной жизненной ситуации.
На сферу здравоохранения в 2024 году за счёт бюджетов всех уровней будет направлено 90,7 млрд руб. Основные направления финансирования – оказание первичной медико-санитарной помощи, модернизация первичного звена здравоохранения, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
На сферу образования выделено 87,3 млрд руб. На развитие кадрового потенциала области уйдёт 8,5 млрд руб.: продолжится реализация программ «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский учитель». Более 10 миллиардов рублей планируется направить на поддержку сельхозтоваропроизводителей.
В ходе обсуждения было обращено внимание на то, что в проекте бюджета не учтён ряд поправок, которые были приняты при рассмотрении бюджета на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов. Так, в прошлом созыве были одобрены поправки, касающиеся субсидий на школьные учебники, школьные стадионы, кабинеты физики, химии и биологии, а также на приобретение передвижных аппаратов флюорографии и маммографии. В проекте бюджета-2024 их необходимо учесть.
•••
А 10 ноября региональный бюджет на 2024 год был рассмотрен на расширенном заседании совета Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, где присутствовали, в том числе, председатель ЗС и губернатор Приангарья.
«Сформирован трёхлетний бюджет. Он непростой, но в целом сбалансированный и стабильный. При этом мы поддерживаем муниципальные образования, направляем средства на развитие территорий», – подчеркнул Игорь Кобзев.
«Ряд предложений, обсуждавшихся в течение года совместно с муниципальным сообществом, нашёл отражение в законопроекте о бюджете на предстоящий трёхлетний период. Так, в 2024 году на сводный индекс потребительских цен увеличен объём дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности для муниципальных районов и городских округов. Кроме того, принят закон, позволяющий дополнительно передать в местные бюджеты нормативы от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Благодаря этому муниципалитеты в следующем году могут рассчитывать на дополнительный финансовый ресурс общим объёмом более 2,2 млрд рублей», – продолжила Наталия Бояринова.
После совместного заседания комитетами и комиссиями были проведены собственные заседания, где были сформированы заключения на проект бюджета и внесены свои предложения.
•••
Заседание нашего комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству состоялось 13 ноября.
Необходимо отметить, что в условиях сохранения рисков влияния геополитической ситуации на экономику региона бюджетная политика Приангарья сохраняет меры, направленные на обеспечение экономического роста муниципальных образований.
Если помните, на Ангарский округ было запланировано выделение на 2023-2025 годы областной субсидии в размере 2,4 млрд рублей, из них 0,4 млрд рублей – в 2023 году, по 1 млрд рублей на последующие годы.
После уточнения вопроса по данной субсидии в Минфине довожу до вашего сведения, что правительство гарантирует исполнение принятых на себя обязательств, кроме того, намеревается выделить Ангарску ещё 1 млрд рублей и в 2026 году.
•••
Кроме формирования предложений по бюджету-2024 мы рассмотрели ещё три вопроса:
1. Проект закона Иркутской области № ПЗ-1270 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Общие доходы бюджета ФОМС планируются в объёме:
– в 2024 году – 63 780 680,2 тыс. рублей;
– в 2025 году – 68 161 463,0 тыс. рублей;
– в 2026 году – 72 675 484,7 тыс. рублей.
Поскольку бюджет фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов полностью сбалансирован, расходы планируются в тех же объёмах, что и доходы.
За счёт субвенции ФОМС проектируется:
– сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам – 200%, по среднему медицинскому персоналу – 100%, с учётом доли средств ОМС в фонде оплаты врачей и среднего медицинского персонала – 83,0%;
– увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала на индекс потребительских цен с 1 октября;
– финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.
2. Проект закона Иркутской области № ПЗ-1242 «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области».
Законопроектом предполагается внести изменения в Закон Иркутской области № 37-03 «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций в Иркутской области» и в Закон № 76-03 «Об инвестиционной политике в Иркутской области».
Законом № 37-03 установлено право налогоплательщиков уменьшить суммы налога (авансового платежа) на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджета Иркутской области, на установленный инвестиционный налоговый вычет.
Предложенный законопроект расширяет перечень субъектов инвестиционной деятельности, имеющих право на эту форму государственной поддержки. Теперь туда включены:
– заключившие с Иркутской областью инвестиционное соглашение судостроители, производители сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, напитков, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и ветеринарии, а также организации, осуществляющие деятельность внутреннего водного транспорта;
– субъекты малого и среднего предпринимательства, включённые в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
– участники промышленных кластеров.
3. Проект закона Иркутской области № ПЗ-1243 «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об особенностях налогообложения при применении упрощённой системы налогообложения».
Действующим законодательством на территории Иркутской области установлены налоговые ставки по упрощённой системе налогообложения (УСН) для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе предусмотрена льготная налоговая ставка:
– 5% (доходы, уменьшенные на величину расходов) для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), особой экономической зоны (ОЭЗ), участников межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Байкал» (МНОЦ «Байкал»);
– 1% (доходы) и 5% (доходы, уменьшенные на величину расходов) для управляющих компании индустриальных (промышленных) парков, резидентов этих парков и участников промышленных кластеров.
В целях стимулирования инвестиционной и научной деятельности, а также для сохранения принципа единообразия налогообложения проектом закона предлагается расширить льготу по УСН для субъектов инвестиционной и научной деятельности – резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, участников МНОЦ «Байкал», предусмотрев льготную налоговую ставку в 1% в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
Бюджетный комитет на своём заседании рекомендовал рассмотреть все три законопроекта на сессии ЗС.
•••
А 15 ноября областной бюджет на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 гг. был рассмотрен на очередной сессии Законодательного Собрания. Отчётный материал об этом пленарном заседании я представлю вам в своей следующей публикации через неделю. Скажу лишь, что цифры, означенные в новом бюджете, лично мне дают повод для сдержанного оптимизма.
•••
Напоминаю, что приём избирателей я осуществляю каждый второй четверг месяца по адресу: ул. Мира, 34, кабинеты 206, 207, с 14.00 до 18.00. Предварительная запись по телефону: 8-904-111-11-40. Ближайший приём состоится 14 декабря 2023 года.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области