«Аллилуйя актерам трагедии, что нам жизнь подарили вторую, полюбивши нас через столетия, аллилуйя любви, аллилуйя!» – на этих строках зрители в зале начали подниматься. И пусть в театре принято вставать, когда действие на сцене закончилось, но тут уже не было сил удержаться на месте: хотелось вскочить и петь вместе с артистами Театра Алексея Рыбникова – сначала эту композицию, а следом – исполняемый на бис романс «Я тебя никогда не забуду».
11 ноября в нашем городе побывали с авторской версией рок-оперы «Юнона» и «Авось» московские гости. Надо сказать, что профессионалы такого уровня не так часто балуют нас своими работами. Актёры и впрямь не пожалели мастерства. Солисты были хороши, ансамбль и хор восхищали – а ведь им нужно было исполнять сложные многоголосые церковные песнопения! Исполнители показали себя универсальными артистами: вокалисты двигались не хуже танцоров, а каждый артист балета эмоционально был полностью погружен в действие. Правда, и ангарчане были примерными зрителями: зал наполнили, слушали внимательно, аплодировали после особо эффектных сцен и самых известных номеров.
«Юнона» и «Авось», созданная композитором Алексеем Рыбниковым и поэтом Андреем Вознесенским в 1980 году, по сей день остается самой известной российской рок-оперой. Она входит в репертуар многих театров, в том числе Иркутского областного музыкального театра имени Николая Загурского.
Но широкая публика знает это произведение больше по спектаклю Марка Захарова в «Ленкоме», где главную роль играл блистательный Николай Караченцов. Но между тем первым исполнителем партии Резанова в «Юноне» и «Авось» был Геннадий Трофимов, а первое публичное прослушивание аудиоверсии рок-оперы состоялось в церкви Покрова в Филях за полгода до ленкомовской премьеры.
Авторская версия музыкального спектакля, которую увидели в минувшую субботу ангарчане, существует с 2009 года и очень похожа на тот, первый, вариант произведения. Действие в ней идёт за чудесной музыкой Алексея Львовича, а не музыка сопровождает действие, как в драматическом спектакле. И артисты музыкального театра исполняют этот материал, по сравнению с актёрами драмтеатра, более гармонично, мелодично. Так, что ловишь в своей душе мощный ответ на эту музыку, на эмоции исполнителей. Впечатление не отпускает до сих пор.
Режиссёр постановки – Александр Рыхлов. Хореография Жанны Шмаковой. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской, уникальный голос которой все мы слышали – она поёт в рок-опере арию Богоматери.
Вот как пишут на официальном сайте Театра Алексея Рыбникова: «Полная авторская версия Алексея Рыбникова является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора».
И то, что ангарские зрители получили возможность прикоснуться к этому событию в российской музыкальной культуре, – большое счастье.