Здравствуйте, дорогие ангарчане.
Предлагаю вашему вниманию очередной отчёт о работе Законодательного Собрания Иркутской области. 15 ноября прошла 4 сессия областного парламента.
Предварительно в повестку было включено 38 вопросов, но в тот же день перед сессией мы провели заседание комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, где рассмотрели ещё два вопроса:
– о внесении изменений в Закон Иркутской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Иркутской области».
– о внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций».
Оба законопроекта были дополнительно внесены в повестку пленарного заседания Законодательного Собрания.
Центральным же вопросом ноябрьской сессии стало принятие в первом чтении проекта закона «Об областном бюджете на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов». Обо всех этапах глубокой предварительной проработки проекта этого документа я рассказал вам в своей предыдущей публикации. И основные его параметры уже довёл до вашего сведения неделю назад. Однако считаю необходимым представить вам их еще раз. Итак:
– Доходы на 2024 год – 270,3 млрд руб., на 2025 и 2026 годы – 270,4 млрд руб. и 270,3 млрд руб. соответственно.
– Расходная часть областного бюджета сформирована на основе 25 госпрограмм Иркутской области; расходы в 2024 году составят 298, 6 млрд руб., в 2025-м – 277,3 млрд руб., в 2026-м – 274,5 млрд руб.
– Дефицит бюджета в 2024-м прогнозируется в размере 28,4 млрд руб. (12,4%), в 2025-м – 6,9 млрд руб., в 2026-м – 4,1 млрд руб.; при этом муниципальный долг (по состоянию на 01.10.2023) составляет 6,9 млрд руб.
– Расходы на обслуживание госдолга Иркутской области предусмотрены на 2024 год в сумме 1,4 млрд руб., на 2025 год – 0,7 млрд руб., на 2026 год – 0,7 млрд руб.
– Резервный фонд правительства Иркутской области: на 2024 год – 1 млрд руб. (0,3% от общего объёма расходов); на 2025 год – 0,7 млрд руб.; на 2026 год – 0,7 млрд руб.
– В предстоящем трёхлетнем периоде прогнозируется рост собственных доходов на 44 млрд руб. к 2027 году.
– В 2024 году будет реализовываться 13 национальных проектов, общее финансирование которых составит около 67 млрд руб.
– Почти 64% расходов годового бюджета планируется направить на социальную сферу.
– С 1 января следующего года предусмотрено увеличение МРОТ на 18,5%.
– Общий объём межбюджетных трансфертов в 2024 году составит около 115 млрд руб., в том числе 57 млрд – на решение вопросов местного значения.
– С 2024 года изменятся нормативы отчислений в местные бюджеты доходов от налога по упрощённой системе налогообложения. Это позволит привлечь в местные бюджеты дополнительно более 2 млрд руб.
Как отметила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, при подготовке проекта закона учтены ожидаемые параметры исполнения областного бюджета за 2023 год, прогноз социально-экономического развития Иркутской области, изменения налогового и бюджетного законодательства, вступающие в силу с 1 января 2024 года.
Главными приоритетами при формировании расходов областного бюджета являются мероприятия, направленные на развитие экономики региона. Также в числе приоритетов – гарантия выполнения социальных обязательств перед гражданами, достижение целевых показателей региональных проектов, обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов.
«Основной упор при подготовке законопроекта делался на то, чтобы никакие ограничения в виде санкций либо роста цен на энергоносители не могли помешать безусловному выполнению социальных обязательств региона. На старте формирования бюджета учтены изменения регионального и федерального налогового законодательства», – отметила Наталия Вениаминовна.
На сессии бюджет-2024 был одобрен в первом чтении, и уже началась работа над поправками ко второму чтению проекта закона. Среди уже выдвинутых замечаний:
– уделить внимание ряду госпрограмм, например госпрограмме «Развитие здравоохранения»;
– всерьёз приступить к решению проблемы с дефицитом медицинских кадров.
•••
Целый ряд замечаний и предложений мы высказали на своём заседании в комитете по бюджету. Например, напомнили о необходимости при окончательно утверждении проекта бюджетного документа рассмотреть вопросы по финансированию нескольких объектов в 2024 году (школы в Иркутском, Нижнеилимском и Бодайбинском районах, капремонт инфекционного отделения Ольхонской районной больницы и т.д.).
Также мы рекомендовали профинансировать:
– депутатские поправки, которые были приняты при рассмотрении бюджета-2023, в том числе реализацию программы «Школьный учебник» и создание естественнонаучных кабинетов в образовательных учреждениях;
– капитальный ремонт медучреждений, которые не вошли в программу модернизации, и строительство амбулаторий.
– создание модельных библиотек и развитие материально-технической базы домов культуры в населённых пунктах, где численность населения не превышает 50 тысяч человек и т.д.
В решение комитета включены и вопросы увеличения сумм, выделяемых на благоустройство сельских территорий, поддержку агробизнес-образования, а также на создание многофункциональных спортивных площадок и спортивных кортов.
Сводное заключение постоянных комитетов и комиссий ЗС направлено в правительство Иркутской области.
•••
В числе других вопросов, рассмотренных на пленарном заседании Законодательного Собрания, хочу ещё раз обратить ваше внимание на изменения в закон об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы (УСН).
Об этом законопроекте я также писал неделю назад. Он направлен на улучшение условий для предпринимателей с особым правовым статусом. Это резиденты территорий опережающего развития и особой экономической зоны «Ворота Байкала», участники НОЦ «Байкал». Представители всех этих категорий теперь имеют право на пониженные ставки по УСН в размере 5% при условии выбора ими объекта налогообложения «доходы минус расходы» и 1% при выборе объекта «доходы». Кроме того, льготируемые категории налогоплательщиков дополнятся резидентами промышленных технопарков.
Второе изменение касается льгот по УСН для социальных предпринимателей в размере 1% и 5% в зависимости от выбора объекта налогообложения. Эта мера поддержки связана с необходимостью вовлечения малого бизнеса в решение наиболее значимых общественно-полезных задач и оказания помощи социально уязвимым категориям граждан.
Также на сессии обновлен региональный закон «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций в Иркутской области». Документ разработан на основании законопроекта Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. Для организаций, которые обновляют свои основные фонды (машины и оборудование), предусмотрена возможность уменьшить налог на прибыль. Возместить можно до 90% от суммы понесённых инвестором затрат. Ставка налога на прибыль, которая остается обязательной к зачислению в бюджет региона, устанавливается на уровне 5%.
Правом на возмещение затрат смогут воспользоваться инвесторы, которые в первую очередь обеспечивают технологическую независимость и транспортную доступность, – это малые и средние предприятия оборонно-промышленного комплекса и участники промышленных кластеров, фармацевтические предприятия, компании, занимающиеся водным пассажирским транспортом и строительством судов.
Я высказался против внесения поправок, так как закон концептуально меняется и исключает такие классы предпринимательской деятельности, как сельское хозяйство, пищевая промышленность и деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта. Остается лишь судостроение. На мой взгляд, это значительно сужает действие закона и ограничивает круг предпринимателей, изначально в нем указанных. Фактически под него подпадают лишь два потенциальных предприятия, способные изготавливать суда у нас в регионе.
Однако коллеги-депутаты с моими доводами не согласились, и большинством голосов урезающие поправки были приняты.
Также были одобрены и изменения в закон о налоге на имущество организаций. Они предусматривают введение льгот для инвесторов, которые заключат с правительством региона инвестиционное соглашение и выполнят ряд условий по приросту налогооблагаемой базы и вводу основных фондов. Кроме того, на два года увеличен предельный срок предоставления налогового вычета при строительстве жилых домов и социальной инфраструктуры участниками региональных инвестиционных проектов.
А принятый в первом чтении проект закона «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области молодых специалистов» направлен на решение проблемы дефицита молодых кадров на сельских территориях и в военных городках. Дополнительная мера социальной поддержки молодых учителей, медицинских и социальных работников, а также работников культуры будет заключаться в компенсации расходов по договорам аренды жилья. Специалистам планируют возмещать полную сумму расходов, но не более 15 тыс. руб. ежемесячно.
Нередко из-за обязанности прожить и проработать на территории несколько лет молодые специалисты отказываются ехать в сельскую местность и отдалённые населенные пункты. Прежде чем связывать себя финансовыми обязательствами, многие молодые специалисты хотят приехать, осмотреться, попробовать там пожить. На это законопроектом отводится три года.
Одно из основных условий для получения новой меры соцподдержки – с момента завершения обучения профессии должно пройти не больше 5 лет. Кроме того, сам специалист, его супруг (супруга) или несовершеннолетние дети не должны иметь в собственности жильё в данном населенном пункте или на расстоянии ближе пяти километров от него.
Наиболее оживлённую дискуссию вызвал проект закона, предлагающий установить регулирование налогообложения доходов иностранцев, работающих в регионе на основании патента. Этот документ предлагает установить им коэффициент в 3,175, при этом фиксированный авансовый платеж иностранных рабочих составит 9 144 рубля.
Со слов министра труда и занятости Приангарья Кирилла Клокова, уравнение в налогообложении иностранных и российских рабочих при условии сохранения сложившейся тенденции оформления количества патентов на территории региона принесёт в областную казну дополнительно 2,8 млрд руб., да ещё и ограничит бизнес в привлечении иностранцев на работу.
Ряд депутатов высказался, что сегодня у бизнеса и без того серьёзные проблемы по привлечению рабочих рук, особенно строительных специальностей, и что предложенный коэффициент явно завышен. Однако глава министерства подчеркнул, что установление величины коэффициента происходит с учётом положения федерального законодательства о необходимости соблюдения приоритетного права трудоустройства российских граждан.
Фактически сегодня иностранной рабочей силе платят больше, а патент рассчитывается из прогноза дохода, при котором иностранец был бы уравнён с российским гражданином и платил обычный подоходный налог. Коэффициент предлагается повысить, чтобы уровнять налоговые ожидания от увеличения зарплаты.
Большинством голосов законопроект был принят в первом чтении и в дальнейшем будет доработан и рассмотрен во втором чтении.
•••
Весьма содержательным стал отчёт ректора Иркутского национального исследовательского технического университета
(ИРНИТУ) Михаила Корнякова «О реализации программы развития университета за 2023 год». И ещё более содержательной оказалась представленная в отчёте часть о деятельности трудового и студенческого коллектива Иркутского политеха.
В 2023 году на реализацию программы развития ИРНИТУ получил из федерального бюджета 451 млн руб., вложив 55 млн руб. собственных средств. Из регионального бюджета на поддержку технологических инициатив Иркутского политеха было направлено 20 млн руб. За отчётный период университет выполнил более 100 крупных НИОКР на сумму около 762 млн руб. и подготовил свыше 3200 новых инженерных специалистов, 71% которых остался в Иркутской области.
В этом году при финансовой поддержке правительства Иркутской области политеховцы разработали технологии мобильного поискового бурения на рудные полезные ископаемые, основанные на создании принципиально новой линейки модульных буровых станков. Изготовленное мобильное оборудование позволяет сократить срок выполнения проекта, проводить поисковое бурение в небольших объемах и на удаленных участках, экономить средства при финальных подсчётах запасов. Созданные технологии применялись на территории Иркутской области при выполнении проекта для ПАО «Высочайший». В новых буровых проектах участвовали студенты профильных направлений ИРНИТУ, на практике освоившие новые технологии.
Также в текущем году авиастроители ИРНИТУ создали отечественное автоматизированное оборудование с ЧПУ для высокоточного формообразования деталей обшивки и каркаса летательных аппаратов. Новое оборудование повышает производительность ряда процессов изготовления деталей самолётов в 2-3 раза, при этом обеспечиваются высокие показатели точности и ресурса изделий. Оборудование изготавливается ИРНИТУ с привлечением машиностроительных предприятиях региона и с 2024 года будет поставляться на Ульяновский, Таганрогский, Комсомольский-на-Амуре и другие авиационные заводы России.
Кроме этого по заказу Иркутского авиационного завода создан импортозамещающий инструмент из композиционного материала для станков-крафтформеров. Потребность одного российского авиационного завода в таком инструменте – 100 комплектов в год. Для его создания разработана оригинальная технология и рецептура композита. Сегодня ведутся серийные поставки инструмента на ряд предприятий ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация».
С целью обеспечения технологического суверенитета региональной экономики ИРНИТУ активно участвует в процессе создания и внедрения наукоемких технологий и оборудования на предприятия региона. Компанией «СервисТехноПром» при содействии КБ Иркутского политеха разработан отечественный центробежный концентратор для обогащения минерального сырья. Оборудование поставлено компании «Полюс Вернинское». Центробежный концентратор можно использовать для решения различных производственных задач, включая удаление железа из минералов, извлечение платины, серебра, меди, предварительного обогащения песков. В настоящее время потребность такого оборудования на рынке составляет до 100 штук в год.
Сегодня ИРНИТУ совместно с Иркутским заводом тяжелого машиностроения, создаёт линейку отечественных флотационных машин для горно-обогатительной отрасли. Новое оборудование будет иметь ряд конкурентных преимуществ перед существующими аналогами на рынке. Например, контроль качества пены в процессе флотационного обогащения будет осуществляться с помощью искусственного интеллекта.
Завершая выступление, Михаил Корняков подчеркнул, что реализация программы развития в рамках федерального проекта «Приоритет 2030» позволила привлечь в региональную экономику свыше 3,4 млрд руб. инвестиций.
•••
В числе организационно-территориальных вопросов, рассмотренных на сессии, особо хочется отметить завершение преобразования муниципальных образований Чунского района. С 1 января 2024 года эта территория станет первым в истории региона муниципальным округом (не путать с городским округом).
Сейчас на территории Чунского района образованы восемь сельских поселений: Балтуринское, Бунбуйское, Веселовское, Каменское, Мухинское, Новочунское, Таргизское, Червянское, – а также три городских: Лесогорское, Октябрьское, Чунское. Принятый закон предусматривает объединение всех поселений с районом и создание муниципального округа с административным центром в рабочем поселке Чунский.
Органы местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований продолжат решать вопросы местного значения до формирования органов власти Чунского муниципального округа – в 2024 году пройдут выборы мэра и Думы округа.
•••
Завершается Год педагога и наставника. Следующий год президентом России объявлен Годом спорта. В его преддверии 1 декабря, в 16.00, в Центральной библиотеке Ангарска (по адресу: 17 микрорайон, дом 4) мною совместно с автором энциклопедий по истории ангарского хоккея, футбола и лёгкой атлетики Сергеем Адреевым будет проведена презентация этих книг. Искренне надеюсь, что они не просто украсят полки наших библиотек, но и станут прекрасным примером для наших юных спортсменов: научат их более уважительному и трепетному отношению к истории ангарского спорта, а также ответственности и целеустремленности, помогут поверить в свои силы и достичь новых выдающихся результатов, прославить наш любимый город и Иркутскую область.
•••
Напоминаю, что приём избирателей я осуществляю каждый второй четверг месяца по адресу: ул. Мира, 34, кабинеты 206, 207, с 14.00 до 18.00. Предварительная запись по телефону: 8-904 111-11-40. Ближайший приём состоится 14 декабря 2023 года.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области