«Куба – любовь моя!» – вспомнит каждый советский человек при первом же упоминании об острове Свободы. Когда-то эта песня была символом крепких, дружественных уз двух государств, объединившихся в противостоянии капиталистической машине, подминающей под себя мир. Большой и сильный Советский Союз, словно добрый солдат, протянул маленькой красавице Кубе могучую руку помощи и защиты: «Не бойся, мы с этим чудовищем справимся!..» Но чудовище оказалось хитрее и проворнее. Могучий защитник пал, а малютка Куба оказалась лицом к лицу с нагло ухмыляющимся бесом. Отдав часть территорий под военные объекты ненавистного хапуги, Куба всё же сохранила лицо, оставшись собой. В начале ноября с побережья острова Свободы вернулся корреспондент «Свечи» с багажом ярких впечатлений и противоречивых чувств.
Небо надо мной – как сомбреро
Едва вы ступаете на землю вечного лета, вдыхая горячий воздух, полный солёной влаги с Атлантического океана, в голове (если вы опять же из советских) обязательно зазвучит припев давней, почти забытой песни о Кубе про небо, песок и сомбреро. На самом острове для русского туриста без этой песни – никуда. Честное пионерское! Вы непременно услышите её от гида или водителя автобуса. Это потому что почти все они (те, кто сегодня трудится в туристической отрасли Кубы) некоторое время жили или учились в СССР или ездили к нам, на «большую землю», в служебные командировки. Они накрепко запомнили наш язык, обычаи, в некотором смысле переняли нашу культуру. Оттого, наверное, нигде, кроме как на Кубе, не чувствуешь себя до такой степени своим. Здесь ты не просто турист с деньгами и запросами, а по-настоящему желанный гость, друг, единомышленник, товарищ. Согласитесь, психологический комфорт и атмосфера приятия – важная составляющая полноценного отдыха.
Небо Кубы – до неприличия синее – действительно накрывает сверху подобно огромному зонту или шляпе без краёв. Кстати, сомбреро на Кубе – чрезвычайно важный атрибут национального костюма. Этих широкополых шляп, родиной которых стала даже не Мексика, как принято считать, а Испания, здесь различают аж пять видов. У каждого своя история и отличительные особенности, но функция одна – защита от беспощадно яркого солнца.
Основная разновидность кубинских сомбреро – sombrero de guano – используется во время сельскохозяйственных работ и входит в состав крестьянской национальной одежды. Этот предмет быта тесным образом связан с самой важной до недавнего времени отраслью кубинской экономики – выращиванием и переработкой сахарного тростника, – с которой сопряжена работа бригад «мачетерос» (мужчин, рубящих тростник). Для них такая шляпа и мачете являются необходимыми атрибутами.
А вот другой вид широкополых головных уборов для мужчин – sombrero mambi – напрямую связан с историей страны. В ходе войны за независимость от Испании кубинские борцы за свободу (mambises) носили широкополые шляпы, у которых передняя часть поля была поднята вверх, на неё крепился маленький кубинский триколор. С тех пор этот головной убор является одним из символов освободительной борьбы кубинского народа.
Символы свободы и борьбы за неё на Кубе встречаются всюду. Флаг страны и портреты вождей, лозунги и плакаты – ко всему этому местные относятся с искренним почтением и не допускают неуважительного отношения к любимым героям нации или её символике. Куба свободой дорожит и гордится. Даже в условиях глубочайшего экономического кризиса, в который её старательно ввергали на протяжении многих лет западные недруги.
В условиях экономической блокады свободолюбивые островитяне, не желая покоряться гегемону-хищнику после развала Советского Союза, выживали как могли. Переориентировавшись на туризм, экономика Кубы стала понемногу стабилизироваться, однако с эффектом кем-то сброшенной бомбы на головы 11 миллионов жителей социалистического государства рухнула пандемия.
Доходы людей резко сократились, уровень жизни упал ниже порога бедности. По сей день в стране остро не хватает многих необходимых вещей: продовольствия, бензина, лекарств. Средний заработок жителя города составляет 15-20 долларов, селянам же не приходится рассчитывать даже на половину такого дохода. Выручает колхоз.
Да-да. На Кубе действуют колхозы. Причём названия у них самые советские. Например, в одном из посёлков колхоз имени В.И. Ленина специализируется на выращивании бананов и тростника. У въезда на территорию сельхозугодий красуется билборд с портретом Ильича, по дорогам между посевами колесят советские трактора и грузовики. Уровень ностальгии просто зашкаливает.
Старые авто советского периода – визитная карточка Кубы. Старенькие «Жигули» и «Нивы», УАЗы и «Москвичи». А современную Гавану невозможно представить себе без разъезжающих по её извилистым улицам раритетных «Бьюиков» и «Кадиллаков». Особым шиком для туристов на острове считается проехать по исторической части столицы на автомобиле без крыши. Редкое удовольствие – созерцать уникальные по красоте архитектурные сооружения испанского колониального периода, удивительное здание Капитолия или столичный театр оперы и балета с сиденья кабриолета цвета фуксии, манго или морской волны.
Золотой песок Варадеро
Волны Карибского моря омывают остров с юга, а с севера – Атлантический океан. Его дыхание – глубокое, равномерное, тяжёлое – пугает и притягивает одновременно. Цвет воды меняется с бирюзового, нежно-голубого до чернильного, почти чёрного. Невероятно ласковый у берега, он тепло обнимает, укутывает белой пеной, убаюкивает ритмичным шёпотом. Но стоит проплыть чуть дальше – становится угрожающе мрачным, бесконечно глубоким, беспощадно огромным. Что возомнил ты о себе, человек? А ну, поворачивай к берегу!
Именно здесь, на побережье Атлантики, находится курортный город Варадеро. Почти всё его население трудится в здешних отелях, рассыпанных вдоль золотых песчаных пляжей. Тут жизнь по понятным причинам иная: более насыщенная, сытая, пьяная, громкая.
Петь и танцевать кубинцы умеют и очень любят. С утра до вечера отовсюду звучат мелодии, испаноязычные хиты. А вечерами каждый отель, словно соревнуясь с соседями, устраивает светопредставление на все музыкальные вкусы. Туристам предлагают разучить несколько танцевальных движений, исполнять которые всем вместе легко и весело. Мир, дружба и океан – это то, чем живёт туристическая Куба каждый день.
Вечерами любители музыки потяжелее отправляются в старую часть Варадеро – в местный рок-клуб «Beatles». На площадке перед маленькой сценой, как в бане, все равны. Нет национальностей, возрастов и статусов. Канадцы, русские, колумбийцы, венесуэльцы – все в одном англоязычном хоре поют вместе с артистами золотые хиты самых известных групп. Льются рекой коктейли, клубится дым кубинских сигар, публика уходит в отрыв. Но ровно в полночь музыканты прощаются с разгорячённой публикой и включается режим тишины. Такие правила.
Куба далеко, Куба рядом
Путь до острова и вправду неблизкий. Перелёт из Иркутска до Москвы, а затем прямой рейс до аэропорта Варадеро занимают в общей сложности 19 часов. И это без учёта времени ожидания между рейсами, прохождения регистрации, погранконтроля, выдачи багажа. Осилить такую дорогу без предварительной подготовки достаточно тяжело. Но оно того, безусловно, стоит. Ведь попадаешь прямиком в сказку или сон. Настолько ярким, непривычно разноцветным, многоголосым становится мир вокруг. От богатства впечатлений так захватывает дух, что суровое, негибкое сознание коренного сибиряка первое время, пытаясь сопротивляться всему этому благолепию, блокирует рецепторы, закрывает чакры, занимает мысли лишней информацией. Всё безуспешно. Скоро организм перестраивается, акклиматизируясь, дыхание становится ровным, скорость мысли замедляется, душа открывает створки навстречу новым ощущениям. Какими они будут, зависит от вашего настроя на отдых.
Ритм жизни кубинцев иной, и суметь подстроиться под него – значит обеспечить себе максимально спокойный, интересный и расслабленный период отпуска на красивейшем побережье океана, среди кокосовых пальм, золотых песков, под небесным куполом удивительной синевы. Не стоит бояться впустить в себя эти ритмы, напитаться энергетикой острова, сблизиться с ним. Это реально полезный и неповторимый опыт, который навсегда останется не только на фото, в рассказах друзьям и коллегам и воспоминаниях. Куба остаётся в душе. Как первая любовь.
Валентина Нечаева