Только сейчас, когда снег надёжно укрыл землю, рабочие ремонтных бригад облегчённо вздохнули: сделали всё по максимуму и в срок! Аномально тёплая осень позволила вести дорожные работы почти до середины ноября. Хотя нынешний сезон можно назвать особенным не только из-за погодных условий. Он проходил в Ангарском округе в два этапа и опирался на несколько программ, предполагающих значительные объёмы финансирования и работ. Не обошлось и без рекордов! В конце прошлой недели мэр АГО Сергей Петров и его заместитель Андрей Сафронов подвели итоги сезона ремонта и строительства дорог и рассказали о перспективах развития дорожной сети на нашей территории.
Нацпроект в помощь
Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» позволила возродить пришедшую в упадок дорожную сеть страны. Ангарск активно участвует в этой федеральной программе с 2017 года, и за эти годы удалось кардинальным образом изменить ситуацию с качеством дорог в округе. За семь лет отремонтировано более 100 километров автомобильных дорог. Только в этом году проект позволил обновить 12 километров дорожного полотна. Работы были проведены на Ленинградском проспекте (на участке от улицы Красной до Горького), улицах Крупской, Файзулина, Сибирской, Алёшина (от Ангарского проспекта до улицы Енисейской), а также Красной, Трудовых Резервов и на проезде Косова.
Нацпроект предполагает комплексный подход к ремонту дорог: одновременно с дорожным полотном, обновляются тротуары, ливневая канализация, знаки, ограждения, освещение. Не зря в название этой программы входит слово «безопасные»!
«Ход ремонта и его результат находятся под двойным контролем. Кроме муниципалитета ремонт дорог курирует Росавтодор. Поэтому серьёзные отклонения от требуемого качества невозможны! И подрядчики это понимают, – говорит глава округа Сергей Петров. – В прежние годы бывали случаи, когда исполнителям приходилось переделывать свою работу – вплоть до полного снятия нового асфальта. Подрядные организации знают наши требования и стараются не отклоняться от нормативов. Конечно, в ходе мониторинга проводимых работ возникают замечания, но исполнители оперативно устраняют недочёты. И в полной мере несут ответственность за свою деятельность – гарантия на асфальтобетонное покрытие составляет 4 года».
Областная субсидия
Большим событием – или, как говорят руководители нашего округа, прорывом – стало принятие в этом году программы областной поддержки: в Ангарский округ была направлена субсидия на социально-экономическое развитие, что позволило отремонтировать дополнительные участки дорог. Средства поступили в августе, так что практически под занавес сезона дорожного ремонта у нас открылся «второй фронт» работ.
«Это действительно можно назвать прорывом! – говорит Сергей Анатольевич. – Много лет мы убеждали региональную власть, что Ангарский городской округ наравне с Братском является территорией с высоким потенциалом и налоговой отдачей. И поэтому должен не только иметь средства на должное содержание, но и держать курс на развитие. Я признателен главе Иркутской области Игорю Кобзеву и председателю правительства Константину Зайцеву за принятое решение. Нас услышали! Новая программа позволила добраться до той категории дорог, которые не подходили под требования к участию в проекте «Безопасные качественные дороги». Благодаря областной субсидии, несмотря на ограниченные сроки завершающегося сезона, дорожные работы были проведены на 13 улицах города – это почти 7 километров дорог и более 5 километров тротуаров».
Если суммировать с объёмом работ по нацпроекту, то в 2023 году в округе было отремонтировано около 25 километров дорожного покрытия – а это настоящий рекорд. Потому что ничего подобного в новейшей истории Ангарска ещё не было!
Кто отремонтирует дворовый проезд?
Если спросить ангарчан, какие участки дорог в нашем городе являются самыми проблемными, то многие укажут на внутриквартальные и дворовые проезды. У нас дорогами считают всё, по чему может проехать автомобиль. Проблема в том, что внутриквартальные проезды не являются дорогами общего пользования. По итогам межевания земель, они в большинстве своём отнесены к жилым домам. А дворовые проезды являются общедолевым имуществом собственников квартир, которые и должны нести бремя по их содержанию. Бюджетные деньги нельзя тратить на чужое имущество! Как же быть?
Частично эта проблема решается при реализации программы «Комфортная городская среда», в рамках которой в Ангарском округе каждый год ведётся комплексное благоустройство дворовых территорий. Но для кардинального изменения ситуации этого недостаточно.
По словам Сергея Петрова, чтобы проводить работу не в зоне своей прямой ответственности, в администрации АГО нашли самый приемлемый вариант, который согласовали с надзорными органами. Немуниципальные дороги – внутриквартальные и дворовые – могут быть отнесены к необходимым для проезда аварийных служб. И вот в этом случае муниципалитет имеет возможность направлять деньги на ремонт дорог, которые принадлежат жильцам, но необходимы для обеспечения проезда машин пожарных, скорой медицинской помощи, газовой службы, полиции. Так возникла программа «Дворы без ям».
В этом году серьёзным подспорьем в ремонте внутренних проездов стала областная субсидия, направленная на социально-экономическое развитие территории. Она позволила привести в порядок шесть таких дорог. К тому же Ангарск стал первым городом, где ремонтировать дворовые дороги начали в рамках капитального ремонта многоквартирных домов.
Внегородские дороги
Под пристальным вниманием местной власти находится ситуация с дорогами на внегородских территориях. В сентябре этого года начался капитальный ремонт автомобильного путепровода через железнодорожные пути и подходов к нему в Мегете. Эта работа рассчитана на два года. Также в Мегете в 2023 году был выполнен ремонт дорог общего пользования общей протяжённостью около 6 километров и 4,68 километра дорог с песчано-гравийным покрытием. Обновили практически все центральные улицы посёлка. Пришёл долгожданный ремонт и на улицу Совхозную в Савватеевке.
В рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» проведён ремонт подъездов к трём садоводствам Ангарского округа: «Зелёный огонёк», «Расцвет» и «Маяк».
В следующем году планируется ремонт автодороги от НПЗ до деревни Зуй, которая сейчас находится в очень плохом состоянии. В рамках проекта «Безопасные качественные дороги» уже заключён контракт на выполнение ремонта подъездного пути к посёлку Ключевая – это почти 4 километра дорожного полотна до Стеклянки. Новая дорога порадует жителей отдалённой заимки Ивановка. Мэрия прорабатывает и вопрос ремонта улицы Рассвета в Одинске.
О перспективах развития дорожной сети Ангарска
Целенаправленная работа по изменению дорожной ситуации, проводящаяся все последние годы, позволила обновить 125 километров дорог из 367 имеющихся в Ангарском городском округе. Была построена вторая полоса Ленинградского проспекта, а также улицы Чайковского. Завершено строительство вторых полос на Социалистической (от Коминтерна до Декабристов) и Космонавтов (от Ленинградского проспекта до улицы Алёшина). На карте города появились новые улицы – Радужная и Прибрежная, необходимые в рамках проекта перспективной застройки Ангарска.
А планы на будущее куда более грандиозные – и их реализация, по словам главы округа Сергея Петрова, начнётся уже со следующего года: «В 2024 году предполагаем начать проектирование второй полосы улицы Декабристов (от Ангарского проспекта до улицы Карла Маркса) с реконструкцией кольца на улице Карла Маркса. Ещё один серьёзный проект – реконструкция улицы Горького. Здесь планируется расширение дорожного полотна в обе стороны до трёх полос с кольцевыми развязками на перекрёстках улиц Ворошилова и Горького, а также на пересечении улиц Алёшина и Горького и Ленинградского проспекта. Это значительно увеличит пропускную способность.
В ближайших планах – реконструкция ливневой канализации улицы Рыночной. Ливнёвки тут рабочие, но они не справляются с большими объёмами воды во время залповых ливней, и по факту мы имеем на этом участке систематические проблемы с затоплением. Кроме того, в этом же районе будет сделан более удобным и безопасным перекрёсток улицы Рыночной и Ленинградского проспекта. Также перед нами стоит задача по выводу улицы Бульварной на дорогу А.
Перспективное развитие Южного массива предполагает масштабную перестройку дорожной сети. Начнется проектирование новой дороги (Магистральная), которая пройдёт параллельно улице Декабристов, с выходом на неё Социалистической, Космонавтов и Ангарского проспекта. Это позволит замкнуть дорожный каркас и будет способствовать росту жилищного строительства.
Планов немало. И некоторые проекты без преувеличения можно назвать масштабными. Но они отнюдь не фантастические, а подлежащие поэтапной реализации. С учётом планируемого финансирования и набранного темпа, уверен, что к 2026 году будем иметь крепкий дорожный каркас».