Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Предлагаю вашему вниманию очередной отчёт о работе Законодательного Собрания Иркутской области. В текущем месяце областной парламент провел два пленарных заседания. Пятая сессия ЗС, состоявшаяся 5 декабря, была посвящена бюджетам. На ней мы рассмотрели всего три вопроса, однако каждый из них можно отнести к категории ключевых:
– «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
– «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
– «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Информацию по бюджету ТФОМС я вам уже представлял, добавлю лишь, что после рассмотрения в первом чтении существенных изменений он не претерпел и был утверждён единогласно. А вот на главном финансовом документе Иркутской области на 2024 год и изменениях, внесённых в текущий областной бюджет, я счёл необходимым остановиться ещё раз.
Итак, 5 декабря мы внесли и приняли в окончательном чтении последние поправки в областной бюджет 2023 года. Общий объём прогнозируемых доходов в скорректированном документе возрос на 3 661,9 млн руб. и утверждён в сумме 262 385,4 млн руб. Доходная часть была увеличена, в том числе, за счёт бюджетных кредитов на обновление пассажирского транспорта и приведение дорог в нормативное состояние (1,4 млрд руб.).
Учитывая поступления доходов за 10 месяцев текущего года, увеличатся:
– налог на доходы физических лиц – на 4 431,4 млн руб. (до 63,3 млрд руб.);
– налог на профессиональный доход – на 94,1 млн руб. (до 329,6 млн руб.);
– госпошлина – на 41,9 млн руб. (до 387,2 млн руб.);
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, – на 23,8 млн руб. (до 873,6 млн руб.).
Общие безвозмездные поступления составят 51 779,9 млн руб. (на 1 305,2 млн руб. меньше объёма, утверждённого законом о бюджете). Именно на такую сумму снижены безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций (конкретно – от публично-правовой компании «Фонд развития территорий»). Поступление этих средств переносится на 2024 год.
Расходная часть областного бюджета будет увеличена на 6 353 млн руб. и составит 298 545,1 млн руб. (+2,2% к закону о бюджете). Дополнительные расходы предусмотрены:
– на увеличение субвенции (почти 3 млрд руб.) на выплаты зарплат сотрудникам школ и детских садов за декабрь в декабре;
– на софинансирование (более 1,3 млрд руб.) выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка;
– на поддержку муниципальных образований региона (более 1,1 млрд руб.).
Внесённые изменения привели к увеличению дефицита бюджета на 2 692,1 млн руб. – до 36 159,6 млн руб. (17,2% к объёму доходов без учёта безвозмездных перечислений).
Также в окончательном чтении был принят и областной бюджет на 2024 год. В ходе второго чтения доходы и расходы регионального бюджета были увеличены на 306,6 млн руб. Таким образом, объём доходов на 2024 год составит 270,6 млрд руб., расходная часть – 299 млрд руб., а дефицит – 28,4 млрд руб.
Дополнительные расходы предусматривают финансирование на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, лекарственное обеспечение, профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, модельные библиотеки, обеспечение жильём детей-сирот, создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, повышение эффективности службы занятости, благоустройство сельских территорий, дорожное хозяйство и иные направления. Внесёнными поправками, в том числе, запланировано:
– более 1,3 млрд руб. на увеличение межбюджетных трансфертов в местные бюджеты;
– 100 млн руб. на строительство спортплощадок и стадионов, а также благоустройство школ;
– 85 млн руб. на оснащение учебных классов;
– около 95 млн руб. на покупку учебников, пособий, учебно-методических материалов;
– 30 млн руб. на создание трёх модельных библиотек;
– 25 млн руб. на укрепление материально-технической базы домов культуры с числом жителей до 50 тысяч человек;
– 135 млн руб. на благоустройство общественных пространств в сельских территориях;
– 80 млн руб. на капитальный ремонт учреждений здравоохранения;
– 160 млн руб. на строительство врачебных амбулаторий;
– более 100 млн руб. на мероприятия по кадровому обеспечению здравоохранения;
– 368,6 млн руб. на финансирование инициативных проектов.
В Ангарском городском округе дополнительно запланировано финансирование следующих работ:
– устройство тротуара по ул. Трактовой, ремонтно-восстановительные работы на автомобильной дороге общего пользования ул. Мира и благоустройство ул. Звёздочной в с. Савватеевка;
– устройство наружного освещения в Мегете;
– отсыпка ПГС ул. Алмазной в деревне Зуй и ул. Октябрьской в деревне Чебогоры.
Работа с бюджетом-2024 будет продолжаться и в течение следующего года. Между двумя сессиями мы подготовили постановление ЗС, в которое вошли рекомендации, прозвучавшие во время обсуждения проекта, но не вошедшие в принятый закон о бюджете. Все его пункты мы подробно разобрали на заседании профильного бюджетного комитета, которое прошло 11 декабря. А 13 декабря, на шестой сессии, мы это постановление утвердили.
Речь в нём идет, в первую очередь, о капитальных ремонтах объектов образования, культуры и спорта. Профинансировать их предлагается при корректировке бюджета, в том числе за счёт дополнительных доходов, не отражённых правительством региона в проекте финансового документа при рассмотрении его в первом чтении.
В поправки депутатского корпуса вошли предложения о капитальных ремонтах 28 школ, 18 детских садов, 25 объектов культуры и 7 объектов спорта. Эти объекты попали в перечень на основе договорённостей с правительством региона о капремонтах одного объекта образования, культуры и спорта в каждом муниципальном образовании, которые попали в соответствующие областные рейтинги.
Также в постановление вошли предложения:
– обеспечить питанием студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в государственных профессиональных образовательных организациях Иркутской области;
– устранить последствия региональной чрезвычайной ситуации, сложившейся в июле 2022 года на территории Черемховского района, и чрезвычайной ситуации, сложившейся в Иркутской области в июне – июле 2019 года;
– выработать правовое регулирование, обеспечивающее достаточность размеров субвенций, в том числе для выплаты заработной платы (с учётом налоговых отчислений и страховых взносов) за декабрь в декабре;
– выработать механизм погашения возникшей у отдельных муниципальных образований в декабре 2023 года задолженности по выплате налоговых отчислений и страховых взносов с заработной платы;
– обеспечить жителей Тофаларии услугами авиаперевозок и т.д.
А всего на шестой сессии мы рассмотрели 33 вопроса. В том числе в окончательном чтении был принят закон «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области молодых специалистов». Получать новую меру компенсации смогут работники государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в течение трёх лет с момента трудоустройства. Основное условие – работа в сельской местности или в муниципалитетах, на территории которых есть воинские части или закрытые военные городки. Вдобавок после получения профессионального образования должно пройти не больше пяти лет. Молодым специалистам будут возмещать полную сумму расходов, но не более 15 тыс. руб. ежемесячно.
В первом чтении мы приняли проект закона «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей с отдельными нарушениями обмена веществ, в Иркутской области». Он предлагает установить ежемесячные денежные выплаты на покупку низкобелковых и безбелковых дорогостоящих продуктов для детей в возрасте до 18 лет. Сейчас в Иркутской области 121 ребёнок нуждается в соблюдении строгой пожизненной диеты.
Законопроект «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области», который значительно упрощает процедуру получения сертификата на региональный материнский капитал, мы также приняли в первом чтении. После его утверждения родителям не придётся обращаться в органы соцзащиты или МФЦ. Сертификат будет направляться в личный кабинет гражданина на портале «Госуслуги».
Кроме того, были одобрены изменения в «Закон о Молодёжном парламенте». Проект закона предусматривает увеличение числа депутатов с 38 до 45. Устанавливается возрастное ограничение для молодых парламентариев. Теперь при достижении возраста 36 лет они должны будут сложить полномочия. Исключением является случай, если 36 лет депутату исполнилось менее чем за год до истечения срока полномочий МП. Расширяется перечень организаций, которые могут представлять своих делегатов в состав Молодёжный парламент. Это право предоставлено студенческим объединениям, региональным отделениям политических партий и общественным советам организаций, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области.
Завершило шестую сессию принятие постановления «О награждении Почётной грамотой Законодательного Собрания Иркутской области». В числе прочих этой почётной награды был удостоен (по моему ходатайству) Владимир Кобылянский – командир оперативного взвода отряда мобильного особого назначения «Баргузин» Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Иркутской области в городе Ангарске – за достижения в сфере охраны общественной безопасности и правопорядка.
Старший лейтенант Кобылянский неоднократно принимал участие в раскрытии значимых преступлений на территории Ангарского городского округа и других районов Иркутской области. Кроме того, Владимир Анатольевич не раз направлялся в служебные командировки на территорию Северо-Кавказского региона, а также Луганской и Донецкой Народных Республик для участия в СВО, где принимал участие в специальных мероприятиях, боевых действиях. Поставленные задачи выполняет успешно. Мастер спорта по военному многоборью, серебряный призёр чемпионата России 2023 года.
От всей души поздравляю Владимира Анатольевича Кобылянского с заслуженной наградой.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области