Водитель «санитарки» заметил тепловоз слишком поздно. Машину вынесло на рельсы, потом произошло столкновение
Подсудимый и потерпевший в этом уголовном деле – примерно одного возраста. У обоих – по двое несовершеннолетних детей. Они работали охранниками в службе безопасности ООО «Востокнефтепровод». В тот злополучный день сидели рядом. Один – за рулем служебного УАЗа, его товарищ – на переднем пассажирском сиденье. Виновный в случившейся трагедии остался цел, а тот, на кого пришелся удар, умер в больнице через неделю с небольшим. Врачи ничего не смогли сделать...
Пересечение автодороги на ТЭЦ-10 со старого Московского тракта с железнодорожным переездом имеет не очень хорошую репутацию. Время от времени здесь происходят дорожно-транспортные происшествия. То ли обзор для водителя автотранспорта недостаточен, то ли отсутствие шлагбаума как-то расхолаживает, а может, просто место нехорошее...
Утро 15 февраля 2009 года выдалось морозным. Градусник показывал минус 33. Экипаж охранников заступил на смену в восемь утра. Он должен был выехать к проверяемому объекту еще в девять. Но выезд отложили на несколько часов – пока хоть немного не потеплеет. В составе экипажа было, как обычно, три человека. Один из них, Анатолий Корнеев, первый день как вышел из отпуска. Водитель он был со стажем, за рулем – около 20 лет, ДТП с его участием не случалось. Именно он в эту поездку, по распоряжению начальства, оказался за рулем. Хотя за баранкой мог быть любой из трех членов экипажа – все охранники были водителями...
Окна в машине затянуло изморозью. Сидящий на переднем сиденье пассажир постоянно протирал часть лобового стекла перед водителем. Сам он мало что мог видеть в боковое стекло. Третий человек, сидящий сзади, вообще ничего не видел.
«Санитарка» свернула с Московского тракта на дорогу к ТЭЦ-10 на довольно приличной скорости. Когда до переезда осталось несколько десятков метров, водитель начал сбрасывать газ примерно до 30 км/ч. Он по-прежнему видел весьма ограниченное пространство в очищенное от изморози «окошко» на лобовом стекле. Кроме того, солнце било в глаза, это еще больше ограничивало видимость. Он еще сбросил скорость, потому что видел, что дорога впереди представляла собой совершенный гололед. Видимость справа ограничивал лесной массив. Когда до переезда оставалось метров пятнадцать и скорость движения была не более 20 км/ч, Анатолий, по его словам, вдруг увидел, как на светофоре загорелся красный сигнал. Он переключился на пониженную передачу, применил экстренное торможение. Автомобиль начало выносить передней частью на встречную полосу движения, он пытался применить маневр вправо и влево, тормозил качкообразными движениями, нажимая на педаль тормоза, но двигатель «санитарки» заглох, и машину потащило по инерции. В результате передняя часть УАЗа выехала на железнодорожный переезд. Так было дело, по словам Корнеева. За все эти прошедшие мгновения он не слышал сигналов приближающегося тепловоза. Услышал только крик своего товарища, сидящего рядом: «Тепловоз!» И через пару секунд почувствовал сильный удар в правую переднюю дверь автомобиля. Он понял, что произошло столкновение. А потом был кошмар – железнодорожный таран протащил их несколько десятков метров до полной остановки.
О тех же самых событиях в уголовном деле по факту ДТП есть и другое повествование. Все произошедшее виделось несколько иначе из кабины второго участника столкновения.
Тепловоз «ТЭМ-2 5056» следовал задним ходом со станции Тайга Ангарского муниципального образования в сторону станции Трудовая. Установленная скорость движения на этом перегоне – 40 км/ч. Тепловоз двигался с чуть меньшей скоростью – 36 км/ч. Проезжая железнодорожный переезд на автодороге ТЭЦ-10, тепловоз не должен был останавливаться, «поскольку имел преимущественное право движения по отношению к автомашинам, а сам переезд был снабжен автоматической светофорной сигнализацией, исправной до момента ДТП». Машинист тепловоза, специалист с более чем 30-летним стажем работы, не доезжая 50-100 метров до пересечения с автодорогой, увидел, как к переезду подъезжает автомобиль УАЗ. Машинисту показалось было, что машина притормаживает, хотя он не видел, чтобы она останавливалась. Видимо, качкообразные движения «санитарки» со стороны воспринимались как попытка остановиться. Машинист стал уменьшать скорость, подал звуковой сигнал (не единственный, как утверждают три человека, находившиеся в тот момент в кабине тепловоза). До этого были еще два предупреждающих сигнала большой громкости. Когда машину вынесло на пути, тепловоз находился метрах в десяти от нее. Машинист успел только выкрикнуть неизбежное: «Е-мое! Машина!» УАЗ видел только он. Двое его товарищей были заняты каждый своим делом – у того, кто сидел справа, был свой сектор обзора. Тому, кто сидел посредине кабины, вообще ничего видно не было. Через пару секунд после крика произошел удар – столкнулись «санитарка» и «ТЭМ-2 5056».
После того, как оба транспортных средства завершили свой страшный парный «танец», Анатолий Корнеев спросил: «Все живы?» Его товарищ, сидящий на переднем пассажирском сиденье, находился в неестественной позе. От удара тепловоза, раздавившего дверь машины, его кинуло головой в сторону водителя. Он сказал, что не может двигаться, не чувствует ни рук ни ног. Корнеев открыл водительскую дверь, вышел на пути, осмотрелся. «Санитарка» корпусом стояла почти поперек путей. Нужно было отогнать тепловоз хоть на пару метров назад, чтобы освободить из металлического плена пострадавшего товарища. Водитель тепловоза сдал назад.
Вытаскивать потерпевшего из кабины УАЗа не стали: было понятно, что его состояние очень тяжелое, трогать его до приезда медработников нельзя. Поэтому Корнеев и второй охранник сняли с себя куртки и укрыли потеплее своего товарища. Через некоторое время подъехала «скорая», раненого увезли. Также госпитализировали и второго пассажира – у него был ушиб грудной клетки, какой степени тяжести – это можно было определить в условиях стационара.
Через несколько минут подъехали сотрудники милиции, прибыл экипаж ДПС. Было тщательно осмотрено место происшествия, составлена схема... Констатировали тот факт, что на момент осмотра автоматическая светофорная сигнализация была неисправна: машина зацепила кабельную муфту. С составленной на месте схемой ДТП были согласны обе стороны.
Более восьми суток врачи боролись за жизнь пострадавшего в ДТП мужчины. Но травмы, полученные им в аварии, оказались несовместимы с жизнью... Из заключения экспертизы: «Смерть наступила от травматического вывиха четвертого шейного позвонка, сопровождающегося повреждением спинного мозга, осложнившегося двусторонней тотальной пневмонией, приведшей к легочно-сердечной, дыхательной недостаточности. Кроме того, эксперт выявил закрытую черепно-мозговую травму».
По факту произошедшего ДТП со смертельным исходом возбудили уголовное дело. Во время следствия были проведены все необходимые следственные мероприятия, в том числе экспертизы. Расшифровка скоростемерной ленты тепловоза «ТЭМ-2 5056» показала, что при движении задним ходом при скорости движения 36 км/ч машинист тепловоза применил экстренное торможение, проехав 30 метров, тепловоз был остановлен. Эта справка опровергла показания Корнеева, данные им в ходе следствия, о том, что машинист тепловоза не применял экстренного торможения. Применял. И звуковые сигналы подавал.
Кроме того, в материалах дела есть заключение эксперта о том, была или нет у водителя «санитарки» техническая возможность остановить машину до линии движения тепловоза. Из заключения: «При заданных и принятых исходных данных значений скорости (10, 20 км/ч), если опасность для водителя автомобиля УАЗ-390992 возникла на расстоянии 17 метров, у него была техническая возможность остановить свое транспортное средство... С технической точки зрения водитель в данной дорожной ситуации должен был руководствоваться п. 15.2 и 15.3 Правил дорожного движения РФ (при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума... и убедиться в отсутствии приближающегося поезда, локомотива, дрезины); запрещается выезжать на переезд при запрещающем сигнале светофора».
Кроме того, водитель «санитарки» нарушил и другие пункты правил дорожного движения...
Некоторые свидетельские показания, полученные в ходе расследования, не нашли своего подтверждения в зале суда. Например, машинист тепловоза настаивал на том, что не говорил сразу после столкновения о том, что до начала торможения рассчитывал, что автомашина УАЗ успеет проехать через переезд. Почему об этом заявлял оставшийся в живых пассажир «санитарки»? Видимо, в силу дружеских отношений с подсудимым. Хотя из его же свидетельских показаний, данных ранее, следовало, что у Корнеева «была техническая возможность избежать столкновения с тепловозом, если бы он стал тормозить сразу, как увидел запрещающий сигнал светофора».
Свою вину подсудимый признал частично: в нарушение правил дорожного движения он не полностью учел дорожные условия и в результате не уступил дорогу тепловозу. В ходе судебного заседания было установлено, что Корнеев не желал причинения смерти потерпевшему, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Доводы подсудимого о неисправности светофора, наличии гололеда на дорожном полотне не нашли подтверждения.
Определяя наказание подсудимому, суд учел характер и степень опасности совершенного преступления, личность подсудимого, смягчающие наказание обстоятельства: частичное признание вины, раскаяние в содеянном, отсутствие судимости, положительные характеристики, наличие несовершеннолетних детей. Кроме того, жена погибшего сослуживца не настаивала на реальном лишении свободы: «Прошу не лишать его свободы, так как у него есть семья, хоть он и виновен, прошу не применять к нему слишком строгое наказание».
Потерпевшая заявила иск о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда. Эти вопросы будут рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.
Ангарский городской суд признал Анатолия Корнеева виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 2 УК РФ, и назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством сроком на два года. Назначенное основное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком на два года.
Приговор вступил в законную силу.