Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Супружеская чета Крушенковых относится к поколению детей, переживших Великую Отечественную войну. Нина Григорьевна родилась в Забайкальском посёлке Дарасун в марте 1939 года, а Анатолий Филиппович появился на свет осенью 1938-го в Ленинграде, и на его долю выпали самые страшные, голодные годы блокады.
Из тяжёлой блокадной жизни на Большой Пушкарской улице Ленинграда Анатолий Крушенков помнит лишь отдельные фрагменты. О многом узнал по воспоминаниям матери, Аграфены Ивановны.
«Мои родители в годы Великой Отечественной войны трудились на фабрике «Красное Знамя». Мама рассказывала, что, когда оккупанты пришли на нашу землю, предприятие перестало производить трикотажные изделия, его срочно перепрофилировали: там начали выпускать артиллерийские снаряды и обмундирование для бойцов Ленинградского фронта. Отец и мама после тяжёлых смен вместе с другими горожанами рыли окопы, проверяли светомаскировку в окнах. Часто небо над городом пронзали огни прожекторов, а из репродуктора звучал голос диктора: «Граждане, воздушная тревога! Воздушная тревога!» – с горечью вспоминает Анатолий Филиппович. – Чтобы нашей семье не умереть от голода и холода, мама обменивала ценные вещи хоть на какую-то еду, а печь-буржуйку топила книгами, картинами, в расход также шла и мебель. Был в блокаду один жуткий случай, когда мама поменяла на рынке свои тёплые вещи на холодец. А уже дома внутри студенистой массы она обнаружила маленький детский ноготок!.. В мирное время мы даже на домашний холодец не могли спокойно смотреть: такому блюду вообще не было местa на нашем столе».
После прорыва блокадного кольца страшно истощённого Толю Крушенкова вывезли в деревню к дедушке и бабушке в Калининскую область (теперь она Тверская). Многие даже не верили, что мальчик, на которого невозможно было смотреть без содрогания, выживет. Однако забота близких помогла справиться с болезнями, хотя потом ему ещё часто снились кошмары, которые навсегда врезались в неокрепшую детскую память.
Знакомство Анатолия Крушенкова с Ангарском произошло в 1957 году, когда его призвали служить в армию и распределили в войсковую часть, расположенную возле поселка Юго-Восточный.
Подразделение, где служил Анатолий Филиппович, занималось охраной важного государственного стратегического объекта, который тогда назывался «почтовый ящик 79», а теперь – АЭХК.
После прохождения курса молодого бойца новобранца направили из Ангарска в новосибирскую школу сержантов, а когда учёба закончилась, предложили остаться в Новосибирске. Немного поразмыслив, Крушенков ответил, что хотел бы дослужить оставшийся срок у себя дома. Не поняли тогда начальники, что молодой сержант имел в виду свой родной Ленинград, поэтому взяли и вернули его в Ангарск. Сейчас Анатолий Филиппович даже благодарен им за это, ведь молодой сибирский город стал для него второй родиной.
После демобилизации он остался на сверхсрочную службу, потому что встретил здесь верную спутницу жизни. Забайкальская красавица Нина трудилась оператором на градообразующем предприятии.
«В мои обязанности входила приёмка вагонов с промышленным оборудованием. Согласно инструкции нас во время работы должны были сопровождать военные. Вот в одну из смен мы с Толей и познакомились, – вспоминает Нина Григорьевна. – Я не придала той встрече особого значения, но общаться с новым знакомым было легко и просто, словно всю жизнь его знала. Однажды Анатолий сказал, что едет в отпуск домой, в Ленинград. Но прошло совсем немного времени, как Толя позвонил и сообщил мне, что уже в Ангарске. Мы начали дружить, он очень красиво ухаживал за мной, а когда подписался служить на сверхсрочную, то времени у него стало чуть побольше, и мы начали чаще встречаться, ходить в кино и просто гулять по городу, который рос на наших глазах. Через полгода Толя сделал мне предложение, а 15 апреля 1961 года мы расписались».
Супруги Крушенковы – ветераны труда, заслуженные работники АЭХК, заслуженные работники атомной промышленности и энергетики. Стаж работы на Ангарском электролизном химическом комбинате у них на двоих составляет более 80 лет! Оба честно трудились, стойко преодолевали трудности, подавая хороший пример своим дочерям Лидии и Галине, которые выросли хорошими, порядочными людьми.