Встреча с особыми гостями из Иркутска по разным причинам пару раз откладывалась-переносилась. Видимо, это подогревало нетерпение публики. Когда она наконец состоялась 11 февраля в помещении библиотеки №5, зал был полон.
Среди зрителей – руководители литературных объединений Ангарска, писатели, поэты, журналисты и многочисленные поклонники фантастики. Ведь во главе литературного десанта из Иркутска стоял Александр Лаптев, новый директор Дома литераторов, писатель, который входит в топ-50 ведущих фантастов России.
Фантастические рассказы Александра Константиновича неоднократно входили в шорт-листы международных конкурсов, отмечены призами и грамотами за оригинальность и «безудержный полёт фантазии».
А поводом для встречи, которая должна была восстановить, по словам Александра Лаптева, творческие связи между Иркутском и Ангарском, стало обсуждение его книги «Благая весть», в которую вошли фантастические рассказы и повесть, давшая сборнику название.
Связь с нашим городом у Александра Константиновича, как выяснилось во время встречи, давняя – Ангарск он называет «своей литературной родиной». На конференции молодых авторов в 1992 году в Иркутске его произведения были подвергнуты жёсткой критике, и только ангарские писатели Вера Захарова и Олег Корнильцев увидели в них талант и перспективу. Супруги поддержали молодого литератора, а Олег Борисович выбрал для публикации в сборнике именно фантастический рассказ, что очень вдохновило начинающего писателя.
– Если бы не они, не известно, чем бы эта история закончилась, – с благодарностью заметил Александр Константинович.
В Союз писателей России его приняли в 1994 году на Первом всероссийском совещании молодых писателей в Москве. И тоже – за две фантастические повести. Правда, из-за того, что их отказывались печатать, молодой автор смог представить только рукописи. Но этого оказалось достаточно. К слову, даже после приёма в Союз писателей напечатать их он смог только через пять лет.
Предубеждение всегда сопровождало этот жанр: Александр Беляев, автор «Человека-амфибии» и «Головы профессора Доуэля», называл фантастику «Золушкой литературы».
– Я фантазёр по жизни, – так объясняет свою преданность жанру фантастики Александр Лаптев, – в детстве много читал, был записан в трёх библиотеках, с девяти лет брал исключительно фантастику и приключения. Время от времени возвращаюсь к ней. Редакторы часто говорят, что фантастику я пишу как реалист.
Кстати, критики отмечают такую особенность творчества Александра Лаптева: его фантастическая проза психологична, она затрагивает морально-этические вопросы, на которые мало кто из фантастов обращает внимание.
Образование физика-теоретика (Александр Константинович – кандидат технических наук) способствовало его увлечению. Ведь вопросы, которые задают фантасты в своих произведениях, часто опережают технический прогресс, предвидят общечеловеческие проблемы. Так, в повести «Благая весть» поднимается вопрос об искусственном интеллекте, в повести «Заклятие шамана», основанной на байкальской легенде, которую в детстве рассказывала писателю мама, предпринимается попытка осмысления истории и нашего места в ней.
Александр Константинович также пишет реалистическую и документальную прозу, лауреат нескольких международных премий в жанре «нон-фикшн» (в переводе – «не вымысел»), лауреат премии Валентина Распутина за реалистическую прозу в 2022 году.
Своим мнением о творчестве товарища по перу поделились на встрече иркутский прозаик Юрий Харлашкин и поэт Максим Живетьев. Собравшиеся задавали много вопросов, на которые Александр Константинович с удовольствием отвечал. Он отметил начитанность ангарской публики и её заинтересованность в подобных встречах.
– Итогом встречи с Александром Лаптевым, – рассказала руководитель Ангарского литературного объединения Людмила Белякова, – стала договоренность о создании Клуба любителей фантастики на базе библиотеки №3 имени Леонида Беспрозванного, как только она откроется после капитального ремонта осенью 2024 года. Александр Константинович пообещал, что будет принимать в этом живейшее участие, так как жанр фантастики обогащает литературу, делает её интереснее, богаче и разнообразнее.