В минувшее воскресенье на малой сцене Дворца культуры «Современник» прошел необычный спектакль. Народный театр «Факел» показал «Материнское сердце» по рассказам одного из самых известных представителей так называемой «деревенской прозы» Федора Абрамова. Он был поставлен в прошлом году, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Спектакли из нескольких частей, каждая из которых является самостоятельным произведением, ставили в «Факеле» не раз. Таким же образом созданы «Перешегнуть порог» по Вампилову и «Болдинская осень», основу которой составили «Маленькие трагедии» Пушкина. Новой для театра была тематика спектакля. Глубинная крестьянская и человеческая правда Абрамова подкреплялась русскими песнями, исполняемыми хором бабушек, который, постоянно находясь на сцене, являлся полноправным действующим лицом постановки.
Песни не только служили переходом от рассказа к рассказу – нерв исполнения постепенно накалялся. Прологом послужила песня «По диким степям Забайкалья», а завершило спектакль церковное песнопение «Святый Боже, помилуй нас». По такому же принципу были подобраны рассказы – по ходу спектакля щемящее ощущение в груди нарастало.
Вместе с героиней «Золотых рук» телятницей Марией, роль которой исполняла Инна Черниговская, зрители решали, что для женщины важнее – красота или призвание. Слушали изобиловавший диалектными словечками рассказ Олены Даниловны (Людмилы Процик) о бельчатах-несмышленышах, попавшихся в руки деревенскому пьянице. «Оказывается, не всякое добро впрок идет, – приходит к выводу рассказчица, выкормившая бельчат, которые остались без матери. – Добро тоже умеючи делать надо».
Апогеем постановки стал рассказ «Материн-ское сердце» – исповедь старой деревенской женщины, адресованная давно умершей председательнице колхоза. Через двадцать лет после войны она окончательно поняла, что совершила ошибку, поставив когда-то общественные интересы выше своих, а по сути пожертвовав жизнью любимого сына Степушки ради далекой Победы. Война съела всех пятерых ее сыновей, оставив Офимью один на один с бесплодными сожалениями: «До тех пор это не кончится, пока материнское сердце живо...» До какой степени «всё» тогда должно было быть для фронта? Офимью играла Зоя Филиппова, и не один человек в зале прослезился во время ее исповеди.
Проза Федора Абрамова по своей жизненной правде близка произведениям Валентина Распутина и Александра Вампилова. И боль вызывает самую настоящую. Такие постановки смотреть трудно, но необходимо, чтобы, как писал Федор Александрович, не погибло «духовное древо человечества».