Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Февраль выдался на редкость морозным и достаточно напряжённым с точки зрения регионального законотворчества. В текущем месяце прошло несколько значимых мероприятий, в которых непосредственное участие принимали и депутаты областного парламента.
13 февраля прошло первое в этом году заседание Стратегического совета Иркутской области. На нём мы с коллегами обсудили проект закона «О внесении изменений в стратегию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года».
Учитывая, что первый этап стратегии завершается в 2024 году, было принято решение к 2025 году осуществить корректировку её показателей. В данном документе предусмотрены поправки во все четыре приоритета, внесены изменения в отраслевые комплексы, подготовлены четыре новых направления развития, скорректированы и исключены отдельные мероприятия.
Предлагаемые корректировки носят в основном технический характер и не предполагают концептуальных изменений. Их необходимость обусловлена изменениями федерального законодательства, санкционным давлением, а также переходом с 1 января 2024 года на новую систему управления госпрограммами.
Обсуждение законопроекта будет продолжено в рабочих группах по шести направлениям. Сформированные поправки будут направлены на рассмотрение совета до 28 февраля.
Я обратил внимание коллег на то, что в «Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» среди проблем транспортного комплекса отмечается, что «75% транспортных средств имеет возраст старше 15 лет и 80% инфраструктуры наземного электротранспорта изношено». В том же документе указано, что инвестиции в городской транспорт будут значительно увеличены, и до 2035 года их объём составит более 10 трлн руб. на все виды транспорта.
В стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (приоритет 2 – «Создание комфортного пространства для жизни», раздел 2.4 – «Транспорт») региональная транспортная система представлена, в том числе, и электрическим городским транспортом. Вместе с тем там отсутствует как системный анализ текущего состояния данного вида транспорта, так и цели, задачи и мероприятия по его развитию. Только лишь указывается общероссийская проблема – критический износ и самого электротранспорта, и рельсового хозяйства, и контактной сети.
Исходя из ситуации, которая складывается с электрическим транспортом в Ангарске, я внёс в профильный комитет ЗС по собственности и экономической политике предложение рассмотреть вопрос о дополнительном включении в региональную стратегию сведения о пассажирском наземном электрическом транспорте и определить задачи и мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры. А также разработать мероприятия по повышению качества и доступности услуг данного вида транспорта с учетом реализации Транспортной стратегии РФ.
Мои предложения уже переправлены в региональные Министерство экономического развития и промышленности и Министерство транспорта и дорожного хозяйства для дальнейшей проработки.
•••
Тремя днями позже, 16 февраля, у нас на Ангарской площадке прошло выездное заседание Регионального совета под председательством Игоря Кобзева, где был также рассмотрен ряд важных вопросов. В том числе проект концепции реализации комплекса процессных мероприятий «Развитие профессионального образования на 2024-2030 годы». Сегодня система среднего профессионального образования (СПО) стала одним из стратегических приоритетов и ключевых направлений развития в российской экономике и образовании.
Следует отметить, что в последнее время здесь наметились некоторые положительные сдвиги. Приёмная кампания в техникумы и колледжи демонстрирует высокую востребованность данных образовательных учреждений у молодёжи и родителей. Реализация национального проекта «Образование» и «Профессионалитета» позволила привлечь значительные средства из федерального бюджета на техническое переоснащение мастерских и учебных лабораторий. В регионе открыто шесть кластеров по сельскому хозяйству, металлургии, энергетике, педагогике, сфере услуг и правоохранительной работе. Предложенная концепция предполагает создание до 2030 года ещё не менее десяти новых кластеров.
Кроме того на Региональном совете были подведены итоги реализации реформы комплексного обращения с твердыми коммунальными отходами за 5 лет (реализация «мусорной реформы» в Иркутской области началась в 2019 году).
С 2019 года в регионе были установлены более 25 тысяч контейнеров и обустроено более 9,3 тысячи контейнерных площадок благодаря субсидиям из регионального бюджета. Общая сумма субсидии составила 1 006,8 млн руб. Уровень обеспеченности региона контейнерами для сбора ТКО к 2024 году достиг 89%, к 2030 году обещано стопроцентное покрытие.
До 2030 года планируется построить 11 новых комплексных объектов обращения с отходами, включая сортировочные комплексы, объекты компостирования, современные полигоны, мусороперегрузочные станции, ресайклинг-центры и объекты обезвреживания. Стоимость проекта – около 12 млрд руб.
Основные проблемы – несанкционированные и переполненные старые свалки ликвидируются слабо, формирование тарифа за вывоз ТКО с квадратного метра вызывает недовольство населения, вторичная переработка отходов буксует вследствие недоразвитости инфраструктуры по их сбору.
•••
А 21 февраля прошла 8-я сессия Законодательного Собрания Иркутской области.
Всего на пленарном заседании мы рассмотрели 23 вопроса. В первом чтении был принят законопроект «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Усть-Илимского муниципального района Иркутской области, путем их объединения».
Курс на укрупнение продолжается. В 2008 году состоялось объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, который и без того входил в состав нашего региона. Теперь же округ утратил свою автономию и полностью перешёл в подчинение Иркутску. Спустя 7 лет, начиная с Ангарска, пошёл процесс объединения муниципальных районов в округа, где самостоятельность теряли уже территории первого уровня (городские и сельские поселения)…
Кроме того, в окончательном чтении был принят закон о дополнительных ограничениях для торговли алкоголем в точках общепита (в народе – «пивнушки» или «наливайки»), расположенных в жилых домах. Согласно документу, в качестве кафе или бара в жилых домах смогут работать только те заведения, в которых площадь зала обслуживания посетителей будет не менее 50 кв. м. Под данные ограничения попадают более 600 объектов. Они смогут продолжить свою хозяйственную деятельность по продаже алкоголя, но лишь до 21.00 и при условии, если перепрофилируются в магазины.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года. По сути, его принятие – это полумера: он значительно сужает проблему, но не решает её окончательно. Необходимо продолжить эту работу. Например, ввести ограничения по времени работы для всех кафе и баров, работающих в жилых домах.
Центральным же вопросом повестки сессии стал депутатский час, посвящённый развитию туризма в муниципальных образованиях Иркутской области.
На территории Приангарья сегодня функционирует более 1500 объектов общепита, около 700 средств размещения, в том числе 26 санаториев; работает 118 туроператоров, 250 турагентств. В прошлом году наш регион посетили 1,7 млн туристов (+2%), объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области составил 1,6 млрд руб. (+9%). Доля туризма в валовом региональном продукте сохраняется на уровне 1,7%.
Сегодня самыми «горячими» туристическими месяцами остаются июль и август, но по популярности с ними в последние годы могут сравниться февраль и март – время байкальского льда. Растёт спрос на поездки в мае, июне, сентябре и на новогодние праздники. Это дает возможность развивать всесезонный туризм.
В текущем году продолжится строительство быстровозводимых модульных отелей, формирование календаря событийного туризма. К приоритетным направлениям следует отнести развитие туризма в муниципальных образованиях, в том числе, вне территории озера Байкал, увеличение продолжительности пребывания туристов.
Растёт спрос на турпроекты, связанные с маршрутами выходного дня, на сельский, экологический, познавательный, событийный и культурный туризм. Такая практика показала хорошие результаты в соседних Бурятии и Красноярском крае, мы в этом плане значительно отстаём.
В ходе обсуждения было отмечено, что не со всеми туристически привлекательными населёнными пунктами есть стабильное транспортное сообщение. Для предпринимателей, работающих в сфере туризма, основными проблемами остаются кадровый дефицит, проблемы с электроснабжением, слишком жёсткие ограничения со стороны надзорных органов.
Все предложения, поступившие от участников депутатского часа, будут включены в проект постановления, который мы рассмотрим на одной из ближайших сессий.
Напоминаю, что приём избирателей я осуществляю каждый второй четверг месяца по адресу: ул. Мира, 34, кабинеты 206, 207, с 14 до 18. Предварительная запись по телефону: 8-904-1-111-140 (9-12, 14-17). Ближайший приём состоится 14 марта 2024 года.
•••
31 января на 7-й сессии я высказался против внесения изменений в Закон Иркутской области №146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Данный законопроект регламентирует внеочередное предоставление земельных участков многодетным семьям, в которых один из членов семьи получил инвалидность или погиб в ходе специальной военной операции либо умер от увечий и заболеваний, полученных на СВО. Об этом я уже сообщал в своей предыдущей публикации. Я считаю, что он серьёзно недоработан.
После этого я обратился в комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве с письменным обоснованием своей позиции.
Предмет моих замечаний сводится к тому, что, прежде чем начать рассмотрение вопросов по бесплатному предоставлению земельных участков и оформление всех необходимых документов, следует качественно подготовить эти участки к будущей застройке.
Однако Закон №146-ОЗ не гарантирует того, что гражданам будет обеспечено беспрепятственное подключение возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям, необходимым как для нормальной застройки участков, так и для дальнейшей их жизнедеятельности. Более того – сама концепция рассматриваемого проекта закона не позволяет внести в статью 6 Закона №146-ОЗ необходимые поправки, предоставляющие эти гарантии.
В связи с этим я предложил приостановить рассмотрение предложенного документа до принятия законопроекта, устанавливающего формирование земельных участков в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства РФ и с учётом следующих условий:
1) транспортная доступность;
2) отсутствие на земельном участке санитарных зон, магистральных трубопроводов, линейно-кабельных сооружений;
3) предусмотренная утверждённым проектом планировки возможность подключения объекта, планируемого к строительству, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области