В преддверии матчей с питерской командой «Динамо-Юниор» мы обратились с несколькими вопросами к одному из наставников этого коллектива, человеку, узнаваемому в Ангарске, внесшему огромный вклад в историю клуба «Ермак», – Сергею Чубыкину. В своё время Сергей Николаевич работал в тренерском штабе «Ермака» и даже возглавлял «оранжевую дружину».
– Сергей Николаевич, в вашей короткой, но очень насыщенной спортивной жизни Ангарск занимает, наверное, треть, если не больше. Вы рекордсмен клуба по играм в Высшей лиге российского хоккея, потом было несколько сезонов, когда вы стояли у руля коллектива в качестве наставника. Какой след оставил наш город в вашем сердце и как он повлиял на ваше мироощущение?
– Ангарск – мой второй дом, как бы пафосно это ни звучало. Очень много памятных моментов и воспоминаний связано с этим городом. Спасибо руководству клуба за оказанное доверие – сначала в роли игрока, а потом и тренера! Огромная благодарность ангарским болельщикам за их честность и прямолинейность: если им не нравилась моя работа – в бытность мою хоть игроком, хоть тренером, – то они не стеснялись в выражениях. Знаете, я положительно отношусь к критике, ведь она позволяет расти и развиваться. Но я также помню и кричалки, и плакаты со своим изображением. И я благодарен болельщикам. Это дорогого стоит!
– Сравните, пожалуйста, ваше эмоциональное состояние в качестве игрока и тренера. На ваш взгляд, насколько разнятся они, в чём, а также изменилось ли ваше отношение к хоккею после завершения игровой карьеры и начала карьеры тренера?
– Мне нравится стоять «на лавке», но так же сильно я любил и играть на льду. Я нашёл своё место, и это – хоккей! Тренерская работа стала логическим продолжением моей игровой карьеры. Конечно, тренерство очень отличается от игровой деятельности: здесь у меня больше аналитической работы, планирования, строже приходится контролировать эмоции, однако это абсолютно не мешает мне по-прежнему восхищаться хоккеем.
– Вы работали с клубом ВХЛ, сейчас – с клубом МХЛ. Насколько существенна разница в подготовке? Или всё идёт по стандартным лекалам? В чём тогда нюансы?
– Нюансы в работе с молодёжной командой, разумеется, есть. Во-первых, это дети, как ни крути. Приходится быть психологом, много разговаривать с ребятами, «ставить головы на место». Да и по физиологии парни отличаются от команды взрослых мастеров, поэтому надо учитывать это в составлении тренировочных программ.
– Чем стал для вас хоккей за тридцать лет?
– Из детского хобби он стал моей жизнью. Самое интересное, что за столько лет в спорте я не устал от него. Сейчас большое количество времени уделяю изучению теории этой игры, читаю очень много тематической литературы, общаюсь с другими тренерами. И применяю эти знания в своей работе.
– Как ваша семья относится к частым отлучкам и переездам?
– Жена и дочь с пониманием относятся к моей работе и частым отъездам. И при любой возможности либо сами прилетают ко мне, либо я лечу домой хотя бы на несколько дней.
– Ангарским фанатам, которые помнят вас и говорят о вас только в превосходной степени, интересно: есть ли различие в отношении к хоккею в одном из крупнейших городов страны и в небольшом провинциальном городке Восточной Сибири?
– Знаете, хоккей либо любят, либо нет. И вовсе не важно, живёшь ты в мегаполисе или в маленьком городе: если ты болельщик своей команды, то идёшь на стадион, бьёшь в барабаны и поддерживаешь спортсменов. Что касается узнаваемости, то в Питере я не слишком узнаваем, ведь в этом городе огромное количество разных команд по разным видам спорта.
– Каким вам показался Санкт-Петербург? Не из окна автобуса, везущего вас на игры, как раньше, а в плане жизни? Успеваете ходить по набережным, посещать исторические места, музеи, театры? Какое впечатление произвела на вас Северная Пальмира?
– Питер невероятно красив! Времени гулять особо нет – очень плотный тренировочный график. Летом смогли с женой посетить несколько музеев, покататься по каналам и посмотреть, как разводят мосты. В плане жизни он не отличается от других городов, за исключением огромного количества туристов. Это и не удивительно: Питер – история нашей страны.
– Семья с вами или продолжает ждать вас в Новокузнецке?
– Моя семья живёт в Новокузнецке. Вы же знаете, что работа тренера, как и спортсмена, непредсказуема: сегодня ты здесь, а завтра уже на другом конце страны. Естественно, хотелось бы быть вместе. Но на данный момент пока так.
– Нет желания вернуться в Ангарск, встать у руля «Ермака»?
– Вопрос немного провокационный. Есть желание работать. Будь то Ангарск, Санкт-Петербург либо любой другой город – не принципиально. Главное, чтобы был коллектив единомышленников. Понятно, что всегда приятнее работать там, где тебя знают и где ты знаешь всю «внутреннюю кухню». Однако иногда приходится выходить из зоны комфорта, бросать себе вызов, чтобы понять, чего ты стоишь. В «Ермаке» я всегда понимал, чего от меня требовали как от игрока, а в дальнейшем и как от тренера. На данный момент у меня есть огромное желание вести команду вперёд, к высоким результатам, независимо от того, в каком городе это будет.
– Что бы вы хотели сказать ангарской торсиде накануне своего приезда в Ангарск?
– Ангарск – это маленький город, который живёт хоккеем и пропитан его духом. Уважаемые болельщики, приходите на хоккей и поддерживайте свою команду, несмотря ни на что! Времена бывают разные: как хорошие, так и плохие. Победы чередуются с поражениями. Но настоящие болельщики тем и отличаются, что всегда остаются со своей командой! Увидимся на хоккее! Искренне ваш Сергей Чубыкин!
Беседовал Роман Караваев