Репетиционная комната вокальной студии «Ретро» находится в одном из подвальных помещений Дворца культуры нефтехимиков – не зная не найдешь. «Мы – люди шумные», – объясняет местоположение своей «штаб-квартиры» руководитель студии Елена Лелюк. По внешнему виду комнаты уже можно составить представление об этой компании громких, талантливых и трудолюбивых людей. Здесь много зеркал – артист должен видеть себя со стороны. Фотографии и афиши на стенах – отражение их жизни в искусстве. А плакаты со странными надписями – «УАОЭИЫ» – текст для вокального упражнения. Музыкальная аппаратура, необходимая для занятий студийцев, соседствует с концертными костюмами. О том, что в этом году «Ретро» отмечает свое 15-летие, напоминают бросающиеся в глаза яркие головные уборы иудейских первосвященников с прошедшей 26 февраля премьеры спектакля «Иисус Христос – суперзвезда», поставленного специально к юбилею. Несмотря на то, что на этом небольшом пространстве собирается порой несколько десятков человек, здесь никогда не бывает тесно. В этой гостеприимной комнате и состоялась наша беседа с Еленой Лелюк.
– Елена Петровна, расскажите, с чего 15 лет назад началась студия «Ретро» и почему вы обратились именно к этому музыкальному стилю.
– Студия родилась в ДК «Энергетик», где я работала тогда художественным руководителем. Во дворец пришли люди, которые хотели петь, а у меня за плечами была музыкальная школа и училище искусств. Мне предложили с ними заниматься. Идею со стилем подал наш ангарский автор-исполнитель Василий Поплавский, подметивший, что эстрады в Ангарске хватает, а ниша ретро-песен остается никем не занятой. Так в 1996 году и появилась наша студия. Во Дворец культуры нефтехимиков мы переселились в 2000-м.
– Ретро-направление вам близко?
– Ретро очень выгодно отличается от современной эстрады, которая бездумна и, я бы даже сказала, агрессивна. «Старое» ретро изначально взывало к душе, к сердцу человека. Каждая песня как маленький спектакль, который нужно сыграть. Не случайно сейчас все чаще обращаются к этому стилю – в популярной музыке не хватает сердечности, не к чему приложить ни ум, ни усилия.
– Кого из мировых исполнителей вы могли бы назвать образцом для подражания?
– Мы никому не подражаем. Абсолютно не переношу обезьянничества: каждый человек достоин того, чтобы раскрыть на сцене свою душу, свой внутренний мир. Но в мировой музыкальной культуре есть личности, на которых мы можем ориентироваться. Это Александр Вертинский, с которого, по сути, и начинается мировая эстрада. Его сложно слушать и еще сложнее, но необыкновенно интересно исполнять. Леонид Утесов – родоначальник советского джаза, Клавдия Шульженко, прима советской женской лирики. Мастера образцового, скупого по форме исполнения, они, без прыжков по сцене, заставляли зрителей плакать и сопереживать. Среди мэтров современной эстрады можно назвать Муслима Магомаева, Эллу Фицджеральд, Ларису Долину.
– В репертуаре студии «Ретро» много их произведений?
– Конечно. Мы неоднократно проводили концерты, посвященные тврчеству Вертинского, Утесова, Шульженко, Магомаева. Если у современных исполнителей появляются интересные композиции, мы их берем в свой репертуар. Но стараемся спеть по-своему.
– Вы сейчас руководите несколькими вокальными коллективами. Как они уживаются между собой?
– У меня занимаются вокалисты всех возрастов – от «Макового зернышка», «Зеленого горошка» и «Летающих детей», в которых представлены почти все школьные ступени, до взрослых ансамблей «Ретро» и «Элегия». Все как одна семья. Кроме того, у нас сложился необыкновенно дружный родительский коллектив. Вместе отмечают дни рождения, выезжают на природу, шьют костюмы для наших артистов, стараются покормить их в перерывах между репетициями. Особенно ярко это проявилось во время работы над фрагментами из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», когда мы собрались в один кулак и буквально пробили этот материал. Эту теплую доверительную атмосферу я изо всех сил стараюсь поддерживать.
– «Иисус Христос» является вехой в истории вашего коллектива?
– Можно сказать, что жизнь в нашей студии разделилась на «до «Христа» и «вместе с «Христом». Энергетика этой рок-оперы подействовала на людей как катализатор, мы репетировали по двенадцать часов в день. Хочу сказать комплимент студийцам, а я делаю это очень редко: ни у кого не было сомнений в том, что мы можем это сделать. Все понимали, что сделать это плохо просто невозможно, кощунственно. Но и сил он отнял очень много: после премьеры я спала почти двое суток.
– У ваших воспитанников немало достижений, из последних – 3 место Сергея Игумнова на международном конкурсе вокалистов в Петербурге. «Звездная болезнь» у артистов случается?
– Бывает, но от нее у меня есть хорошее лекарство. Я всегда им говорю: артист должен исполнять песню всегда как впервые – даже если он поет ее в 25-й раз – ведь публике это неизвестно. И добавляю: на сцене вам бояться нечего – зрители вас любят и приходят специально «на вас», для вас самый страшный человек – это я. Меня бойтесь.
– И помогает?
– Еще как! А вообще, все мы еще дети, нам только 15 лет. Соответственно выглядим, соответственно ведем себя на сцене. Все у нас впереди.