Илья просыпается от резкого голоса мамы: «Подъём, быстро вставай, одевайся, чисти зубы и за стол…» Сон не отпускает мальчишку, но вставать надо, иначе мама будет очень недовольна. Начнёт ворчать, раздражённо скажет, что из-за Ильи она теперь может опоздать на работу. Родители постоянно торопят Илью по утрам и высказывают недовольство, даже если он очень старается всё делать быстро.
Папа, например, часто говорит, что они разбаловали сына, поэтому он такой копуша. И подобный поток замечаний и обвинений льётся на Илью с самого начала нового дня…
Семья выходит из дома, и каждый направляется в свою сторону: родители – на работу, Илья – в школу. Он учится в пятом классе.
Оценки у мальчика разные. К примеру, математику он не любит и не очень понимает, поэтому получает по этому предмету «тройки». Ещё он не любит историю: материалы из учебника усваиваются им с трудом, ведь там перечисляется много разных событий, дат, имён. И всё надо запомнить, а потом ещё и тесты писать по этим темам.
Что касается тестов, то они тоже даются Илье с большим трудом. Даже если он всё знает, то всегда боится ошибиться (видимо, из-за напряжения и неуверенности). И на самом деле ошибается. В итоге его труд оценивается не более чем «двойкой».
В школе за это пятиклассника критикуют учителя, а дома отчитывают родители, да Илья и сам очень расстраивается. Мальчик не понимает, почему так происходит. Ведь он же старается! Ну не получается у него учиться на 4 и 5 – разве за это можно ругать?!
На уроках в школе Илья чувствует напряжение, боится, что его спросят, а он опять не будет знать, что ответить, хотя и готовился дома. Учителя у них в этом году разные, некоторых мальчик просто боится, потому что они часто повышают голос и обвиняют детей в лени и плохом поведении.
Любимый предмет Ильи – рисование. Он гордится своими рисунками, в школе его за них хвалят, а дома считают, что так и должно быть, ведь мальчик уже второй год занимается в изостудии.
После школы он обычно идёт к бабушке, чтобы пообедать, оставить свой рюкзак и идти в студию (занятия три раза в неделю) или в бассейн. Вопросы, которые слышит Илья от бабушки, обычно одни и те же: «Ну, как дела в школе? Какие оценки сегодня получил?» Потом, пока он ест, бабушка с упоением рассказывает о себе, о том, как она хорошо училась в школе, и сокрушается, что современные дети совсем разленились: у них на уме одни телефоны и компьютеры.
При этом её внук за компьютером сидит крайне редко, да и по телефону общается лишь по необходимости – в основном с родителями и бабушкой.
Жить Илье непросто. Особенно тяжко вечером: как говорит его мама, в семье начинается настоящий ад, и причина, конечно, в нём – Илья садится за уроки.
Вначале всё идёт более-менее спокойно. Но потом мальчик «застревает» на какой-нибудь теме. Мама пытается объяснить ему, но то ли по причине сложности материала, то ли из-за необходимости ему большего количества времени, чтобы вникнуть, объяснения мамы доходят до парня с трудом.
Мама злится, повышает голос на сына, может в отчаянии сказать, что ей это всё надоело и что она от всего этого устала. После такого Илья вообще впадает в ступор и усваивает материал ещё хуже.
На этом этапе к ситуации обычно подключается отец, но у него терпения ещё меньше, чем у мамы. Примерно минут через десять «помощи» мужчина начинает раздражённо строить предположения о будущем Ильи с метлой в руках или вообще где-то под забором.
И всё же общими усилиями, предмет за предметом они одолевают наконец домашнее задание.
Нельзя сказать, что в этой семье всё уж совсем мрачно. Вместе с отцом Илья часто рисует картинки для уроков литературы и биологии, результат совместного творчества приносит обоим если не удовольствие, то удовлетворение. Когда во время выполнения устных заданий Илья попадает в точку, мама его искренне хвалит, поддерживает, и они вместе радуются, что дело в учёбе потихонечку продвигается. На вопросы школьных тестов они отвечают всей семьёй, время от времени сверяясь с компьютером.
Однако, несмотря на общие усилия, выполнение домашних заданий (а их у пятиклассника немало) отнимает кучу времени у Ильи и его родителей – спать все обычно ложатся уже после полуночи. Перед тем как заснуть, мальчик частенько мечтает о том, как вырастет и будет заниматься на работе одним любимым делом, а не сразу многими, как в школе. «Эх, только бы поскорее стать взрослым!..» – с этими мыслями он засыпает.
А утром начнётся новый день. Что он принесёт?..
Имя мальчика, история которого приведена в статье, изменено.
Татьяна Бичевина,
психолог