В Госдуме предложили внести поправки в Жилищный кодекс, чтобы информировать россиян об оплате за коммунальные услуги и капремонт в электронной форме, а не в привычной бумажной. Однако независимые эксперты разошлись во мнениях о том, каким будет эффект от реализации данного предложения.
«Это очень правильная инициатива, так как собственник сможет сам выбирать, в каком виде ему получать платёжный документ, – так считает старший управляющий одной юридической компании Полина Гусятникова. – Предложение доставлять платёжки в электронном виде вовсе не отменяет того, что может существовать бумажная версия. Поэтому перейти на электронный вариант смогут только те, кто этого хочет и напишет соответствующее заявление. Для тех, кто не может или не желает принимать квитанции в электронном виде и оплачивать их, платёжки останутся бумажными».
Поэтому, уверена юрист, данное решение не несёт вообще никаких рисков для граждан, а, напротив, позволит оптимизировать документооборот и сэкономить ресурсы из-за сокращения количества бумажных бланков.
Как напомнил эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук, это не первая попытка властей перейти на электронные квитанции так, чтобы можно было выставлять их через платформу ГИС ЖКХ. Однако пока, по его мнению, ни граждане не созрели до такого шага с точки зрения их цифровой культуры, ни сами компании, которые не настолько продвинуты, чтобы выставлять все счета и принимать все оплаты электронным образом. «Я бы выделили три категории россиян, которым очень нужны электронные квитанции: во-первых, это граждане, которые не проживают в своей собственности, а находятся за городом, в другом регионе или даже стране, – отметил эксперт. – Для них этот сервис очень удобен. Во-вторых, это экологические активисты, которые призывают экономить бумагу и бережно относиться к деревьям. Третья группа – это молодые собственники жилья, которые пользуются любыми цифровыми сервисами и готовы использовать такие же возможности при оплате счетов за ЖКХ. Однако с точки зрения остальных потребителей бумажные квитанции являются более традиционным способом получения информации и более безопасным с точки зрения неправомерных начислений».
Сегодня если собственник видит, что ему произошли сомнительные или ошибочные начисления, то он берет архив квитанций, чеки об их оплате и отправляется в суд. Мировой судья принимает это в качестве вещественных доказательств. Если же гражданин будет пользоваться электронным способом выставления документов, то ему придётся нотариально заверять распечатки из личного кабинета, предупредил Склянчук.
«Я негативно отношусь к подобным инициативам – это вульгарное понимание цифровизации, когда её пытаются засунуть везде, где можно, – высказывает свое мнение юрист Константин Крохин. – В данном предложении легко увидеть и определённый материальный интерес. У тех, кто предлагает данный проект, выгода состоит в том, чтобы сократить издержки, ликвидировав обязанность предъявлять платёжки в бумажном виде, хотя сейчас она гарантирована Жилищным кодексом. Только ведь желаемого удобства для всех достичь не получится. Несмотря на то что у нас в стране доступ к Интернету существует уже 30 лет, его распространение в определённых слоях населения – среди пенсионеров, пожилых людей, людей предпенсионного возраста и всех, кто по разным причинам не «на ты» с технологиями, – оставляет желать лучшего».
По статистике, вовлечённость граждан в использование ГИС ЖКХ составляет менее 3%. Можно сказать, что ещё до 10% пользователей смогут спокойно освоить данную технологию. А большая часть будет испытывать затруднения, раздражение и прочие негативные эмоции. В итоге предлагаемое нововведение может привести к росту напряжённости в обществе, к увеличению задолженности, к ощущению, что граждан опять втягивают в какую-то авантюру, уверен эксперт.
Однако документ уже одобрен профильным комитетом по строительству и ЖКХ. Это означает, что принятие поправок не за горами.
Наталия Трушина