По страницам музыкальной истории города пробежались ангарчане, собравшиеся 7 апреля в отделе искусств Центральной городской библиотеки. Здесь состоялась презентация книги «Музыкальная жизнь города Иркутска. 1930–1956» кандидата исторических наук Ивана Колокольникова, преподавателя Иркутского госуниверситета.
Иван Арсеньевич представил свою монографию в ангарской библиотеке неслучайно. Как оказалось, музыкальная жизнь Иркутска прочно связана с совсем юным в те годы Ангарском. Многие деятели культуры переезжали из столицы Восточной Сибири в строящийся город и продолжали здесь свою работу. Эти имена стоит назвать, хотя на слуху у сегодняшних ангарских музыкантов лишь пара из них.
Певица Ревекка Посвольская, ведущая солистка областного радио, в Ангарске была известна как музыкальный критик. Её коллега, Никон Пьянков, руководивший в Иркутске самодеятельными коллективами, был постоянным корреспондентом газеты «Знамя коммунизма». Его супруга Вера Рабешко, концертмейстер музыкального училища, стала в Ангарске одним из ведущих педагогов музыкально-образовательной системы, как и баянист Георгий Перевалов, участник концертов иркутских артистов на фронте в годы Великой Отечественной войны.
Скрипач симфонического оркестра радио и струнного квартета иркутской филармонии Анатолий Казакевич также был преподавателем музыкальной школы Ангарска. Галина Бенеманская, прежде чем стать руководителем самодеятельности во Дворце культуры нефтехимиков, долгое время выступала как оперная певица в Москве и хорошо знала Константина Станиславского (!). С самодеятельными артистами Ангарска работал и бывший музыкант иркутского симфонического оркестра Борис Белов, известный как автор популярного в 1960-е годы «Ангарского вальса».
Отмечая богатство культурных традиций Иркутска, Иван Арсеньевич отметил, что история музыкальной жизни «самого музыкального города Сибири» мало известна даже заинтересованным людям, что уж говорить о широких слоях населения.
А Ангарск из-за отсутствия профессиональных коллективов выступает в лучшем случае как филиал той же филармонии и музыкального театра. Сбором и структурированием информации о его культурной жизни никто не занимается, разве что в отдельных коллективах, вроде студии академического вокала при ДК «Нефтехимик», свято хранят память о её создательнице – Тамаре Морозенко.
Хотя есть отдельные хранители истории. С одной из них Иван Колокольников познакомился во время воскресной презентации – это наш народный музыковед Любовь Литвинова.
– Любовь Владимировна вспомнила, как с восторгом слушала приезжавших в Ангарск с совместным выступлением известных иркутских пианисток Любовь Семенцову и Людмилу Холодилову, – рассказал Иван Арсеньевич. – Ещё ей довелось бывать дома у Ревекки Посвольской, вся квартира которой была увешана кадрами её сценических выступлений в разных ролях.
Люди с близкими интересами притягиваются, и наверняка это не последняя встреча Ивана Колокольникова и Любови Литвиновой.
Кстати, украшением презентации стали романсы и песни, написанные иркутскими авторами. Их исполнила Ирина Сараева, преподаватель Иркутского областного музыкального колледжа имени Фридерика Шопена и руководитель студии академического вокала ДК «Нефтехимик». А аккомпанировала ей Наталья Морозова, концертмейстер и музыковед, художественный руководитель музыкального салона «У рояля Дмитрия Баскова». Ирина Анатольевна и Наталья Евгеньевна – создатели многих музыкально-просветительских программ.
Книгу «Музыкальная история Иркутска. 1930-1956» можно найти в отделе искусств ЦГБ. Приходите – и приоткройте для себя музыкальные тайны истории нашего города!