Ангарские травматологи относятся к тем редким нашим землякам, кто не любит городскую набережную. Уж больно часто оттуда поступают пациенты с ушибами и переломами. Одни падают с велосипедов и самокатов, получая травмы различной степени тяжести, другие попадают под колёса этой техники. Почему люди на набережной не могут разойтись и разъехаться?
«Тёплым субботним вечером 8 июня мы всей семьёй решили прогуляться вдоль Китоя. Прошли по бульвару до реки, а оттуда направились по набережной в сторону 95 квартала, – рассказывает жительница 29 микрорайона Ирина Кондратьева. – Я вела на поводке нашего шпица Рика, а муж следил за ехавшим впереди на самокате пятилетним сыном. Мы проходили район Старицы – там дорога неширокая, народу при этом было много, возникло ощущение толкучки. В какой-то момент я почувствовала движение за спиной: мимо меня на большой скорости проехал парень на велосипеде. Он зацепил поводок, Рик дёрнулся и попал под колесо. От столкновения с собакой велосипедист упал и полетел в сторону сына. Муж успел отдёрнуть нашего малыша в сторону, но ребёнок всё равно свалился с самоката и ушиб локоть и лоб. Я бросилась успокаивать сына, муж взял на руки визжащего Рика. Через минуту наш питомец затих: он умер. Велосипедист поспешил исчезнуть с места происшествия. То, что мы кричали ему вслед, вы никогда из этических соображений не напечатаете. Пострадал не только домашний питомец – ребёнка пришлось сразу же везти в больницу, где ему зашили рану на лбу. Погуляли, называется!»
Звонившую в редакцию читательницу интересовал один вопрос: можно ли привлечь к ответственности велосипедиста? Ответ на него дать очень непросто. Давайте разбираться вместе.
Долгое время не имевшие благоустроенного выхода к реке ангарчане были рады строительству набережной. Она стала любимым местом отдыха с момента открытия – произошло это в сентябре 2019 года. Для общего удобства на ней сразу же выделили две зоны: прорезиненная дорожка предназначается для пешеходов и любителей бега, асфальтированная – для колёсной техники (велосипедов, самокатов, роллеров). Кто где должен идти, бежать или ехать, можно определить по соответствующим значкам-рисункам. Только вот следуют им далеко не все… К слову, даже сама Ирина Кондратьева, требующая наказания для велосипедиста, так и не смогла вспомнить, по резиновой пешеходной дорожке они шли или по асфальтированной. В последнем случае виноватыми в столкновении могут оказаться они сами.
И такое происходит сплош. ь и рядом. В жаркий выходной день на набережной очень многолюдно. При этом и пешеходы идут там, где им вздумается, и владельцы велосипедов с самокатами то и дело нарушают правила. Хоть регулировщика движения ставь!
«Это не представляется возможным! Маршруты патрулирования инспекторов ДПС пролегают по дорогам общего пользования, а набережная является прогулочно-спортивной зоной, – прокомментировала ситуацию инспектор отдела пропаганды Ангарской ГИБДД Екатерина Семенюк. – Конечно, мы проводим на набережной профилактические рейды, разъясняем несовершеннолетним участникам движения правила безопасности при движении на электросамокатах. При установлении фактов езды на средствах индивидуальной мобильности одновременно двух-трёх человек водителя самоката привлекаем к ответственности. Но нести там постоянное дежурство не в наших полномочиях».
А что говорят правила дорожного движения? В регулирующей движение велосипедов и самокатов статье 24 тоже нет однозначного ответа. Вот выдержки из отдельных пунктов:
• Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
• Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях:
а) отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
б) велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
• Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности по тротуару и в пешеходной зоне – в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг
• Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
На самом деле разобраться в правилах вовсе не сложно, но в условиях реальной действительности точно оценить возраст велосипедиста и массу его техники не представляется возможным.
«Жалоб на хаотичное движение пешеходов, самокатчиков и велосипедистов по набережной действительно немало, однако здесь речь идёт больше не о нарушении ПДД, а об игнорировании элементарных правил вежливости и об отсутствии взаимоуважения, – говорит Екатерина Семенюк. – В прогулочной зоне каждому (как и водителям на дороге) нужно быть корректным, разумным, осмотрительным, внимательным и вежливым. И если каждый применит это требование к себе, то вокруг станет более безопасно и комфортно. Ну а тех, кто управляет велосипедами и самокатами, убедительно просим соблюдать вблизи спортивно-прогулочной зоны скоростной режим (не более 15-20 километров в час) – это убережёт от больших и маленьких бед при разных обстоятельствах».