Как давно вы окончили школу? И как часто встречаетесь со своими одноклассниками? Что знаете о судьбе бывших школьных друзей и педагогов? А ведь есть в нашем городе люди, которые сохранили свою дружбу и безмерное уважение к учителям спустя 60 лет после последнего звонка. Они называют себя первыми детьми Ангарска. Издают книги со стихами и рассказами о детстве. На карте города уже нет 8-го района, где они когда-то жили и учились. А от их родной школы остались только стены. Но они-то есть – активные, дружные, немало пережившие, но не утратившие доброты и умения радоваться, талантливые, состоявшиеся в жизни одноклассники! 27 июня они вновь собрались вместе, чтобы поделиться новостями и «вспоминать, вспоминать, вспоминать». И это, пожалуй, была самая необыкновенная встреча выпускников, которым уже далеко за 70.
…В конце 50-х и начале 60-х строители Ангарска в большинстве своём жили в дощатых засыпных бараках. Второй, седьмой, восьмой, двенадцатый, тринадцатый – барачные одноэтажные районы располагались на большой территории от цементного и керамического заводов до комбината вдоль берега Ангары. Среди бараков встречались и многостенные юрты – в них тоже жили семьи с детьми. И только два двухэтажных дома возвышались в районе – школа №12 и клуб «Строитель». Вот здесь и родилась эта дружба, над которой не властно время.
«Мы первое послевоенное поколение, рождённое в 1945-1946 годах. Дошкольное детство наше было полуголодным, босоногим, но счастливым. Родители радовались миру! Конечно, не у всех отцы вернулись с фронта, но все верили в лучшее. Страна залечивала раны, строила будущее, через разговоры взрослых последствия войны присутствовали и в наших детских умах, – пишет в своей книге «Мой класс – мое поколение» Тамара Тийттанен. – Как же мы завидовали тем, кто жил в Цемпосёлке – в двухэтажных домах со всеми удобствами! У нас же они были во дворе. В бараке один длинный тёмный коридор, а по бокам, друг напротив друга, комнатки по 10-15 метров, в каждой из которых жила семья из 5-6 человек. Мебели никакой! Покупали только кровати с панцирной или простой сеткой. Остальное для дома мужчины мастерили сами. А матери и бабушки обвязывали всё, украшали окна, столы и подушки накидками и ажурными салфетками. Потом уже не голодали – простая, но сытная еда всегда была в доме. И всю жизнь мы добрым словом вспоминаем школьный буфет – маленькую комнатку с четырьмя столами. Обедами всех там не кормили, но ученики с деньгами могли что-то купить на перекус. Остальные же довольствовались стаканом чая с пончиком – самой дешёвой выпечкой с крохотным кусочком повидла внутри. Маленький пончик полностью входил в рот и проглатывался мгновенно. Их незаметно ели прямо на уроке».
Эту книгу воспоминаний о своём детстве, об учителях и одноклассниках Тамара Тийттанен издала в прошлом году. Она полна трогательных эпизодов и интересных деталей. А основой стала анкета, которую в 10 классе им предложила заполнить учитель литературы Лия Болдырева. Она назвала её «анкетой дочерей Маркса» – ученикам надо было охарактеризовать себя, выделив слабые и сильные качества, честно рассказать о том, что представляет для них наибольшую ценность в характере людей. А позже уже сами ребята создали литературный шарж «Мы в будущем», где написали, какими они видят друг друга через много лет. Что сбылось, а что осталось школьной фантазией – вот о чём этот сборник. Каждая глава в нём – рассказ об однокласснике. Альбина Банщикова, Михаил Слюнкин, Людмила Терина, Тамара Тийттанен, Людмила Березуева, Станислав Островский, Светлана Сафонова, Галина Цурикова, Галина Анучина – никого не забыли! На самом деле имён в книге куда больше, а те, чьи имена перечислены, – как раз участники нынешней встречи.
Людмила Терина – неформальный лидер класса. Хохотушка и веселушка, заводила в любой компании. Первой подбивала друзей на шалости, но и на помощь друзьям – тоже первой. Организовывали ребят окучивать картошку тем, кто сам не справлялся. Когда у одноклассника Миши появился маленький брат, девчонки по очереди нянчились с ним, пока не дали место в яслях. Люся занималась пением у хормейстера Валентины Гаевой и однажды в составе концертной бригады ездила во Владивосток для участия в праздновании Дня Военно-морского флота. После школы поступила в институт народного хозяйства. Работала претензионистом, инженером-экономистом, начальником планового отдела, заместителем директора по экономическим вопросам на Ангарском заводе КВОиТ (котельно-вспомогательное оборудование). Объездила всю страну. И до сих пор остаётся необыкновенно активной и позитивной. Занимается гимнастикой цигун, является членом объединения «Палитра».
Будущее Михаила Слюнкина одноклассники в своем собирательном шарже угадали, назвав его мореходом. Миша с ранних лет мечтал о море. Жилось ему несладко: мама одна трудилась на стройке, чтобы вырастить сына и дочь. Все взрослые мужские заботы были на Мише. И он справлялся! Худенький, с копной пшеничных волос, в старенькой клетчатой рубашке – он везде чувствовал себя уверенно, учителя и родители одноклассников его уважали за «взрослость». Стал Миша душой коллектива и в Дальневосточном мореходном училище. Получил направление в Петропавловск-Камчатский, где командовал десантным кораблем. После увольнения в запас вернулся с семьей в Ангарск. Устроился сначала на нефтехимический комбинат, а затем отслужил 25 лет на разных должностях в военных комиссариатах Приангарья, был военкомом Свердловского райвоенкомата в Иркутске. Долгое время руководил советом ветеранов военной службы.
Кстати, он не единственный мореход этого выпуска – самый высокий и застенчивый мальчик в классе Станислав Островский после 9 класса уехал в Находку поступать в мореходку. 39 лет своей жизни он посвятил морскому рыболовству. Как капитан траулера «Климово» признан профессионалом высочайшего класса и имеет множество ведомственных наград. О родине и друзьях детства не забывал. В книге «Мой класс – моё поколение» опубликована его морская переписка с одноклассниками. И встречи выпускников Станислав старался никогда не пропускать!
Кстати, первая состоялась в 1976 году – тогда тридцатилетние бывшие одноклассники собрались в двухкомнатной квартире старосты класса, преподавателя философии Тамары Тийттанен. Вот как об этом вспоминает Галина Цурикова: «Нас пришло человек пятнадцать. Было интересно и весело. Мы как бы знакомились заново. Взрослые тёти и дяди окунулись в детство. И в то же время мы были уже совсем другие – состоявшиеся, со своим мнением и опытом. Но при этом остались друзьями. Так я вновь влилась в коллектив класса. Потом мы уже собирались в разных составах, но нам всегда не хватало времени наговориться и насмотреться друг на друга».
Большинство общих воспоминаний о школьных годах выпускников школы №12 в 8-м районе посвящено учителям. Седовласые ученики говорят о них с невероятной теплотой. А чаще всего упоминают имя Лии Болдыревой. Сестра основателя школы «Мужество» Юрия Болдырева была чутким к детям человеком, увлечённым литератором, замечательным организатором, талантливым поэтом. Она жила в Майске, возила учеников (а порой ходили пешком) в Ангарск на заседания литобъединения, в народный театр ДК «Нефтехимик», где участвовала сама, в фотокружок, на музыкальные встречи. Под её руководством ребята готовили тематические радиопередачи, вместе бывали в иркутских театрах и музеях. А какие темы сочинений она задавала! «Если не гореть, то коптить? Если не я, то кто за меня? Если я только за себя, то зачем я?» И сама писала откровенно и поэтично:
Ни огонька, ни силуэта –
Туман, туман, сплошной туман,
Как будто великан планету
Упрятал в свой большой карман.
И, отдыхая после схватки,
Нет-нет – да голову подымет.
Иду в тумане, как по вате,
Иду и падаю, как в дыме.
А рядом никого живого.
И в душу заползает страх,
И кажется, что я без крова
И без друзей одна в горах.
Туман меж тем редеет, живнет,
Прозрачный, льётся, как вода.
…Идти вот так случится в жизни –
Зовите, руку вам подам.
Лия Болдырева называла выпускников 1964 года «моя учительская первая любовь». Вскоре её назначили директором вечернего университета марксизма-ленинизма. Эти учебные заведения были созданы по всей России для тех, кто в силу послевоенных условий не смог получить высшего образования, но хотел или по кадровой должности обязан был знать и понимать… Слушатели учились 2-3 года вечерами на факультетах экономики промышленности либо строительства, международных отношений, философии, журналистики, истории партии… Обучали их лучшие преподаватели иркутских вузов. Лия и сама окончила факультеты философии и журналистики, позднее вела курсы стилистики и лексики для журналистов. А в марте 1968 года она трагически ушла из жизни. Всех, кто знал Лию Алексеевну, потрясла её смерть в 33 года. Спустя некоторое время любимые ученики Лии Болдыревой опубликовали её стихи, сохранившиеся в семейном архиве, издав сборник «Мой путь по радуге» и книгу о её жизни и творчестве «Парабола нелепых сложностей». Личные вещи и рукописи любимой учительницы передали в литературный музей Дворца творчества детей и молодёжи. Это их память о педагоге, признание, благодарность. А значит, сбылось поэтическое пророчество Лии Болдыревой: «Но, если я останусь в чьей-то памяти, я буду знать, что прожила не зря».
«Она научила нас не только любви к чтению, к слову – она научила нас любви к жизни, дружбе, взаимовыручке, – говорит Людмила Терина (Юмакаева). – Без нее мы бы не были такими, какие мы есть. Прошло столько лет, а мы до сих пор считаем друг друга родными людьми! А ещё, независимо от профессии, мы все пишем стихи! В том числе – о Лии Алексеевне».