Было время, когда российские медики использовали биоматериал иностранных доноров костного мозга и стволовых клеток, чтобы дать шанс на выздоровление смертельно больным пациентам. Но отечественная наука постоянно развивается, поэтому ситуация изменилась в лучшую сторону. Большим достижением для нашей медицины стало создание Федеральным медико-биологическим агентством России собственного Федерального регистра доноров, и чем больше людей войдёт в него, тем выше шанс найти совместимого донора для пациентов, чья жизнь буквально висит на волоске.
Недавно работник Ангарской нефтехимической компании Сергей Солонков стал донором клеток костного мозга: экстренная пересадка биоматериала потребовалась пациентке НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачёвой. Наш земляк оказался единственным в базе Федерального регистра доноров костного мозга и стволовых клеток, кто подходил по всем медицинским параметрам. Говорит, когда узнал о своей совместимости с нуждающимся в операции пациентом, ни минуты не сомневаясь, решил прийти на помощь!
Мы узнали, что Сергей трудится машинистом на нефтеперерабатывающем производстве АНХК. Он ведёт здоровый образ жизни и на протяжении трёх лет регулярно занимается донорством, посещая Ангарскую станцию переливания крови.
Когда ему предложили вступить в Федеральный регистр доноров костного мозга и стволовых клеток, нефтехимик сразу же согласился. Затем прошёл определенную процедуру и на какое-то время забыл об этом.
А в середине весны нынешнего года ему позвонили из НИИ гематологии и переливания крови города Кирова. И Сергей Валерьевич узнал, что из более чем 200 тысяч человек, включённых в регистр, он оказался единственным, чьи стволовые клетки могут помочь спасти пациента с тяжёлой формой онкологии. По словам врачей, найти донора костного мозга куда сложнее, чем донора крови. Ведь клетки должны совпадать с клетками реципиента на уровне ДНК.
«Узнав, что возможность пересадки моего костного мозга подтвердилась, я отправился в Киров. Мне полностью оплатили перелёт и проживание. Всё, что от меня требовалось, – это неукоснительно следовать рекомендациям врачей, – вспоминает Сергей. – В течение нескольких дней до процедуры мне кололи специальный препарат, который, как пояснили медики, выталкивает стволовые клетки из моих костей. Конечно, ощущения испытал не самые приятные, однако когда на кону стоит жизнь человека, то такие мелочи уходят на второй план!»
• • •
После завершения этапа подготовки последовала сама процедура отбора клеток костного мозга. Сергей говорит, что она оказалась не такой страшной, какой её представляют люди, незнакомые с достижениями современной медицины. Прошли времена, когда врачам приходилось загонять донору в тазовую кость острую 15-сантиметровую иглу – сейчас такой необходимости нет, всё усовершенствовано и модернизировано.
«Сама манипуляция мало чем отличается от стандартного забора крови у нас на Ангарской станции переливания крови, вот только длится гораздо дольше – несколько часов. Затем откачанный биоматериал пропускается через специальный сепаратор, который делит кровь на множество компонентов, отделяя в том числе и стволовые клетки. После процедуры я чувствовал себя нормально, хотя, разумеется, ощущал лёгкое недомогание. Тем не менее без труда встал с кушетки и в тот же день улетел домой, – продолжает наш собеседник. – Кстати, вместе со мной на процедуре находился ещё один мужчина – военный медик, участник специальной военной операции. Он стал донором 19-летнего парня с лейкомой. К сожалению, рак не щадит никого – даже совсем молодых, которые и жизни-то толком не видели. Как же здорово, что теперь, благодаря донорству стволовых клеток, у онкобольных появилась реальная возможность спасения!»
Сергей не знает, кому конкретно помог – это врачебная тайна. Ему известен лишь пол и возраст пациента, страдающего онкологией. Стволовые клетки приживаются в организме не сразу – в течение двух лет. Только после этого можно будет узнать о результатах. Герой этой публикации искренне надеется, что обязательно дождётся добрых вестей об исцелении человека, породнившегося с ним на генетическом уровне. При желании и при благоприятном развитии событий они смогут встретиться. Это будет настоящий праздник жизни!