Зима. По ночной дороге едет петляющая машина без номеров. Автомобиль кидает то вправо, то влево, то на встречную полосу. В какой-то момент синюю «Хонду» заносит на повороте, и она съезжает с обочины. Пар из-под капота, фары горят, из выхлопной трубы валит дым, но из машины никто не выходит. Такую картину поздно вечером 27 января 2024 года наблюдал ангарчанин Алексей Морозенко, который возвращался домой из Иркутска по автодороге М53. Чтобы посмотреть, что случилось, он вышел из своего автомобиля и подошёл к «Хонде»... Позже показания Алексея Морозенко станут одними из ключевых в уголовном деле о причинении сотруднику полиции, находящемуся при исполнении служебных полномочий, телесных повреждений. Кто и почему напал на инспектора ДПС?
Около трёх часов ночи 27 января на пульт «02» поступил звонок об управлении автомобилем нетрезвым водителем. Мужчина сообщил по телефону, что видит машину, увязшую в снегу на обочине, за рулём которой находится пьяный человек. Для проверки этого сигнала был отправлен экипаж ДПС в составе старшего лейтенанта полиции А. Богданова и командира взвода ОРДПС А. Ионова.
Но прежде чем привести их показания по этому делу, опишем версию обвиняемого – 27-летнего Артёма Зажоренко. По его словам, в ту ночь он ехал с братом своей жены Гилёвым из Иркутска. За рулем был именно Гилёв. В какой-то момент их занесло на скользкой дороге, машина съехала в кювет и вытащить её своими силами им не удалось. Тогда Гилёв оставил его в машине, а сам ушёл за помощью. В этот самый момент к «Хонде» и подъехал дорожный патруль. И хотя Зажоренко объяснял инспекторам, что он не водитель, они попросили его предъявить документы (водительское удостоверение и ПТС), предположили, что он пьян, и предложили пройти на месте медицинское освидетельствование, на что тот ответил отказом. Тогда полицейские начали оформлять протокол и повезли его в медучреждение на освидетельствование наркологом. В коридоре больницы ему стало душно, он начал задыхаться, захотел выйти на улицу, но инспектор Богданов его не пустил, начал удерживать, дал ему пощёчину, и Зажоренко пришлось ударить того в ответ. Один раз! Ничего другого он не помнит. Зато помнит, что после этого почувствовал себя ещё хуже, у него закололо в области сердца, он сам себе вызвал «скорую помощь», приехавшие врачи измерили ему давление и уехали. Ни на кого он нападать не собирался и в состоянии алкогольного опьянения машиной не управлял. «Разве законно привлекать к ответственности нетрезвого человека, просто сидящего в стоящем автомобиле?» – вопрошал он в ходе судебного заседания.
Конечно, нет, если бы всё сказанное в своё оправдание обвиняемым было правдой. Но факты (экспертиза, видеозаписи и свидетельские показания) говорят совсем о другом.
Вернёмся к показаниям Алексея Морозенко, который от станции Суховской до въезда в Ангарск аккуратно ехал за виляющим автомобилем, а когда тот увяз в снегу на повороте, подошёл к синей «Хонде». На водительском месте он обнаружил… спящего Зажоренко. Никого другого в салоне не было. При этом нога водителя всё ещё была на педали газа. Колёса отчаянно буксовали. Обойдя иномарку, он заглушил машину, попытался разбудить водителя, но не получилось. Тогда он позвонил в полицию, дождался приезда экипажа ДПС и тогда же дал первые показания для протокола. Также он видел, что полицейские всю процедуру оформления нарушителя снимали на видео. Потом правоохранители увезли водителя с явными признаками алкогольного опьянения в медучреждение.
Разбуженный инспекторами Зажоренко с первых минут вёл себя агрессивно, развязно, матерился и угрожал полицейским. Водительского удостоверения у него при себе не было (оказалось, что ранее он уже задерживался за рулем с признаками алкогольного опьянения и был лишён права управления автомобилем).
В этот раз Зажоренко решил разыграть из себя жертву полицейского произвола. Но, так как был «не в форме», получилось это у него плохо. Он звонил Гилёву и просил приехать к нему на выручку, видимо, для подтверждения того, что за рулём был он, а не сам Зажоренко. Когда полицейские доставили его для прохождения медосвидетельствования в ОГБУЗ «ИОПНД», задержанный попытался сбежать. Воспользовавшись тем, что напарник Бондаренко вышел из больницы в машину, он ринулся к входной двери. Окрик полицейского проигнорировал, попытался нажать кнопку открытия двери, но Богданов успел догнать его и остановить в тамбуре, прижав к стене. Зажоренко отчаянно сопротивлялся: сначала просто пытался вырваться из рук инспектора, а потом начал махать кулаками, трижды ударив полицейского по лицу, пинался и кричал. Эту картину увидела фельдшер Татьяна Вантеева. Поняв, что инспектор из последних сил удерживает буйного нарушителя, она крикнула ему: «Где твой второй?» – и побежала на улицу за Ионовым. Командир взвода ОРДПС разнял мужчин. Вместе с ним в больницу зашёл Гилёв. Скорее всего, именно к нему и пытался сбежать Зажоренко, когда был остановлен инспектором.
От освидетельствования он всё же отказался. Зато в кабинете нарколога хватался за сердце, продолжал материть всех присутствующих. Это подтверждает видео, которое снимала фельдшер. Приехавшие на вызов Зажоренко медики бригады «скорой помощи» под аккомпанемент его ругательств измерили давление, предложили сделать укол, но посетитель вновь был против медицинских процедур.
Зато к медикам сразу же обратился инспектор Богданов, у которого зафиксировали многочисленные ушибы лица и головы, а также черепно-мозговую травму. Из кабинета нарколога Зажоренко отправился в отделение полиции. По факту причинения телесных повреждений представителю власти было возбуждено уголовное дело.
Артём Зажоренко признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ. Ангарский городской суд назначил ему наказание в виде 4 лет лишения свободы, которое позже заменили на условное. Остаётся надеяться, что в ближайшее время этот человек не сядет за руль автомобиля…