Более того – надзорные службы оценивают ситуацию с ценообразованием на автомобильное топливо в нашем регионе как благополучную. При этом в ФАС поступает немало жалоб от жителей Иркутской области, недовольных повышением стоимости бензина на АЗС. По фактам этих обращений была проведена проверка, по итогам которой не было найдено никаких нарушений. Как отметил руководитель УФАС по Иркутской области Александр Кулиш, маржинальность стоимости автотоплива находится ниже среднерыночных уровней.
«На бирже бензин марки АИ-95 торгуется выше 75 тысяч рублей за тонну, в связи с этим стоимость автотоплива на АЗС должна быть выше той, которая есть сейчас. Топливные компании это понимают и сдерживают рост цен, в том числе активно участвуют в вопросах обсуждения того, что ценовая политика не должна вызывать социальной напряжённости».
По словам Александра Кулиша, цены на бензин не подлежат государственному регулированию. ФАС только контролирует, чтобы не было манипуляций на рынке, чтобы компании не злоупотребляли своим положением и не участвовали в антиконкурентных соглашениях. Еженедельно служба мониторит крупнейшие сети по продаже ГСМ в регионе, получая информацию о ценах закупа, ценах на табло АЗС и прочее.
Обычным потребителям нет дела до маржинальных показателей бизнеса, они чувствуют ситуацию собственным карманом. В Ангарске, где градообразующим предприятием является нефтеперерабатывающий комбинат, цены на автотопливо одни из самых высоких в России. Как это возможно?
Аналитики рынка утверждают, что сегодня топливореализующие компании приобретают бензин не на АНХК, который реализует ограниченные объёмы автотоплива, а на Ачинском и Омском НПЗ. В связи с этим есть проблема с доставкой топлива. Она связана с перегруженностью Восточного полигона. Сейчас все экспортные поставки продукции, производимой в России, переориентированы на Восточное направление, и железная дорога испытывает большие трудности с перевозкой грузов.
В июле Иркутское УФАС провело заседание рабочей группы, по итогам которого были выработаны предложения о необходимости обращения в правительство, Минэнерго для рассмотрения вопросов субсидирования перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом в направлении Приангарья, повышения приоритетности перевозки грузов ГСМ для нашего региона с запада страны. Кроме того, с августа по октябрь вводится запрет на экспорт бензина за пределы РФ. По словам Александра Кулиша, эти меры должны повлиять на стабилизацию ситуации с ценами на автотопливо.
По данным Росстата на 22 июля, средняя стоимость бензина в Иркутской области составляет 57,83 рубля за литр. Дороже всего в регионе продают автотопливо марок АИ-98 и выше – 75,38 рубля за литр. АИ-92 отпускают по цене 53,40 рубля за литр, а АИ-95 – 57,14 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива составляет 70,95 рубля за литр. С начала лета средняя цена на бензин в Приангарье выросла на 1,84 рубля за литр. Больше всего подорожало автотопливо марок АИ-98 и выше – на 2,05 рубля за литр. Немного отстаёт бензин АИ-95, стоимость которого почти за два месяца выросла на 1,99 рубля за литр.
По дороговизне бензина Иркутская область занимает второе место среди регионов Сибири. На первом месте — Республика Тыва, где бензин отпускают в среднем за 60,66 рубля за литр. Самый дешёвый бензин в СФО в Алтайском крае – 51,89 рубля за литр.