Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что нельзя научиться трем профессиям: врача, учителя и артиста. Действительно, разве можно научиться любить девчонок и мальчишек, не всегда прилежных, умных и послушных? Однако в нашем городе немало учителей по призванию, которые любят то, что преподают, и тех, кому преподают. Тамара Носоченко – одна из тех, для кого работа в школе стала любимым делом всей жизни. Имя этой удивительной женщины вошло в золотой фонд педагогики Приангарья. О заслугах Тамары Носоченко говорят орден «Знак Почета», знак Министерства образования РСФСР «Отличник народного просвещения РСФСР», знак Министерства образования СССР «Отличник просвещения СССР», медаль «Ветеран труда», звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Почетный гражданин Ангарска».
Династия учителей
Тамара Михайловна – представитель семейной династии Матвеевых-Носоченко, состоящей из семнадцати учителей с общим педагогическим стажем более 350 (!) лет.
В начале прошлого века в маленькой деревеньке Силино Московской губернии к помещику с необычной просьбой о выделении избы под школу обратился местный житель Алексей Матвеев. Это был старший брат отца Тамары Михайловны.
– Собрав местную детвору, дядя Лёша стал учить их тому, что умел сам, – письму и счёту, – рассказывает Тамара Михайловна. – В Первую мировую войну дядю призвали на службу, и один из его учеников – младший брат Федор – продолжил начатое дело, а позже, словно эстафетную палочку, передал учительское ремесло моему отцу Михаилу Никитичу. Однако для папы педагогика не стала основной профессией, чего не скажешь о моей маме Марии Ивановне. Ей, одной из лучших выпускниц столичной гимназии, доверили преподавание в начальных классах школы №26 Ленинского района Москвы. Позже, оценив педагогический талант, которым обладала молодая учительница, руководство школы предложило ей вести уроки обществознания в 8-9 классах. Таким вот универсальным учителем была моя мама! Она пользовалась заслуженным авторитетом в столице. К примеру, в 1935 году, во время запуска ветки метрополитена «Киевская-Сокольники», ей – единственному педагогу Ленинского района! – предоставили почетное право проехать на первом поезде в составе делегации видных деятелей партии и творческой интеллигенции.
Говоря об учителях рода Матвеевых, Тамара Михайловна особо выделяет тезку ее мамы, жену дяди (Федора Матвеева) Марию Ивановну, которая посвятила работе в школе более сорока лет и за свой труд была удостоена ордена Ленина (в годы советской власти этот орден приравнивался к награде Героя Советского Союза).
В 1950 году Тамара Михайловна вышла замуж за Василия Носоченко. Среди родных Василия Петровича тоже было немало талантливых учителей. Сестра четыре десятилетия проработала в Куйтунской школе, учителем истории был погибший в годы войны брат, младшая сестра также посвятила себя педагогике. Специальности литераторов и историков избрали племянники Василия Носоченко. А дочь Василия Петровича и Тамары Михайловны Марина стала педагогом дошкольного образования и уже 30 лет работает в одном из детских учреждений Ангарска.
«Школа в моей жизни»
Рассказывая о начале своей педагогической деятельности, Тамара Михайловна отметила, что ей очень повезло с учителями. Она имела счастье учиться у величайших педагогов страны в Московском государственном институте имени Ленина.
– Нас учили не просто работать, а делать все профессионально: быть всегда на несколько шагов впереди остальных. Каждое занятие было дорого для нас. Нередко мы – студенты – встречали любимых преподавателей стоя, аплодисментами. Работая в школе, я не раз вспоминала лекции по психологии Константина Николаевича Корнилова, вице-президента Академии педагогических наук РСФСР. Он говорил о том, как важно разглядеть в ребенке личность и помочь ему раскрыться: «Меня – сына простого истопника – могли три раза исключить из гимназии. Если бы это произошло, кем бы я стал?..»
Большую роль в профессиональной деятельности Тамары Михайловны сыграла работа заведующей учебной частью вечернего факультета университета марксизма-ленинизма при Ангарском ГК КПСС.
– Это было в 1953 году, когда мы с Василием Петровичем переехали на постоянное место жительства в Ангарск. Вакансии учителя истории в школе не оказалось, и мне пришлось принять предложение поработать со взрослой аудиторией. Здесь нужны были глубинные знания, на порядок выше программы средней школы. К счастью, мне удалось справиться с задачей. А через год в школе №10 освободилось место учителя истории. Я очень любила работать с детьми и считала именно это своим призванием, поэтому не раздумывая влилась в коллектив, который тогда возглавлял ветеран войны Кирилл Мефодьевич Будник.
Тамара Носоченко очень тепло отзывается обо всех учителях, с которыми ей довелось работать в «десятке». В 1965 году на общем собрании трудового коллектива Тамара Носоченко была избрана директором школы. За время ее управления школа №10 превратилась из обычной средней в образовательное учреждение с математическим уклоном и добилась признания не только в городе и области, но и в стране. Гордостью трудового коллектива школы являются выпускники, среди которых – кандидаты наук, профессора, доктора медицинских наук, заслуженные врачи РФ и даже адмирал флота России.
– Педагоги нашей школы были разными по характеру, но все работали с большой самоотдачей, словно единый организм, – сказала во время нашей беседы Тамара Михайловна. – К примеру, в 50-е годы в школу почти одновременно пришли восемнадцать молодых учителей-выпускников вузов, но это не сказалось отрицательно на учебном процессе. Ведь если у здания прочный фундамент, то, невзирая на катаклизмы, стоять оно будет крепко. Так было и в десятой школе, где в роли фундамента выступал сильный состав опытных учителей начальных классов, а дальше работу продолжали инициативные, целеустремленные молодые педагоги.