Мало кто знает, что 1 апреля – это не только праздник розыгрышей, но и День математика в России. Дата неофициальная, но весьма любимая в студенческой среде. Во многих российских вузах именно в этот день проводят празднования, посвященные математическим факультетам. Это дополнительный профессиональный праздник учителей и преподавателей математики, а также родственных ей наук. К нему, кстати, часто приурочены олимпиады и конкурсы среди знатоков царицы наук, парады и демонстрации приветствуются, а застолье для педагогов и поход в развлекательные учреждения для студентов считаются обязательными.
Но, как ни странно, в Ангарской государственной технической академии о празднике слыхом не слыхивали. Несмотря на это, доцент кафедры высшей математики АГТА Татьяна Мусева любезно согласилась рассказать несколько забавных случаев из своего педагогического опыта, чтобы поздравить коллег накануне пусть неофициального, но тем не менее профессионального праздника.
28 лет в высшей математике – это не шутка. Татьяна Николаевна без ложной скромности признается: в школе она была лучшей, на матфаке ИГУ входила в десятку первых студентов. Математику любит с детства. Считает, кстати, что если тебе не повезло родиться с математическим складом ума, характеризующимся прежде всего умением мыслить логически, то даже зубрежка вряд ли поможет. Ей самой логико-математический склад ума часто помогает в неприятных житейских ситуациях. Поведение настоящего математика (не столько по профессии, сколько по характеру), по мнению Татьяны Мусевой, характеризуется прежде всего обдуманностью действий, холодной рассудительностью, умением разложить на составляющие любую проблему, а значит – успешностью.
Математические анекдоты в рассказе Татьяны Николаевны переплетались с историями из жизни. Вот некоторые из них: «Полная кафедра преподавателей. Дверь открывается, заглядывает студент. Обводит глазами комнату и говорит: «Никого нет».
«Случай из практики каждого второго преподавателя (кстати, у меня тоже такое было – авт.). Не смогли сдать экзамен два друга – не разлей вода. Я еще посоветовала им выучить билеты, на которых они провалились. И что же? Пришли на пересдачу – и повторно вытянули каждый свой билет. Конечно, они не подготовились и сдать не смогли».
«Есть в математике функция Е в степени «х», не поддающаяся никаким математическим действиям. Математик в сумасшедшем доме подходит к своему соседу по палате и говорит: «Я тебя сейчас проинтегрирую!» Тот пугается. Подходит к другому и пугает: «Я тебя продифференцирую!» А тот не реагирует. «Я тебя продифференцирую!» Никакого эффекта. «Ты почему не боишься?» – «А я функция Е в степени «х»!» Тоже оказался математиком».
«Студенты иногда проявляют чудеса сообразительности. Одна девушка старательно решала: «1 в квадрате = 2, 1 в кубе = 3, 1 в десятой степени = 10». На немое удивление педагога наивно ответила: «А что не так?»
«Еще о возведении в степень. Формулу (а + в) в квадрате ученики иногда записывают, применяя свои познания в геометрии. Пишут «а + в» и чертят вокруг квадрат. «А слабо в куб возвести?» – «Нет, только рисовать долго!»