С началом осени стартует активность во всех сферах жизни: общественной, политической, творческой, спортивной. И, конечно, в первый день сентября для тысяч школьников, их родителей и учителей начинается беспокойная и непростая, но интересная и очень важная пора – учебная.
Кстати, в этом году 1 сентября выдался, как некоторые шутят, правильным днём – выходным, воскресным. Праздничные линейки прошли 2 сентября, а уроки начались только с 3-го. Ну а если серьёзно, то образовательный процесс в нынешнем учебном году имеет свои особенности. О них в ходе пресс-конференции рассказали руководители управления образования администрации АГО – начальник Лариса Лысак, заместитель начальника по стратегическому развитию Татьяна Гапаненко и начальник отдела дошкольного образования Ольга Загороднева.
1153 класса
В нынешнем учебном году за школьные парты сели почти 30 000 мальчишек и девчонок, а если точнее – в образовательных учреждениях Ангарского округа в 1153 классах обучаются 28 805 человек. Это меньше, чем в прошлом году, на 273 ребёнка. Начал сказываться демографический кризис последних лет: в настоящее время в Ангарске ежегодно в среднем рождается на тысячу детей меньше, чем десять лет назад. В итоге количество первоклассников стало сокращаться – в этот раз первый школьный звонок прозвенел для 2658 самых юных учеников. Перед началом учебного года вакантные места в первых классах были в СОШ № № 3, 9, 12, 14, 17, 20, 29, 30, 31, 38, в школах микрорайонов Цементный и Юго-Восточный, а также в Одинске и Савватеевке. А вот гимназия № 1 и учреждения, расположенные в густонаселённых районах – школы №№ 36, 37, 39, – первыми закончили набор учеников.
Что касается внегородских территорий, то самая малочисленная школа находится в Юго-Восточном, где обучаются 66 учеников, а самой большой численностью обучающихся может похвалиться школа в Мегете – 1163.
Одним из самых значительных событий в ангарском образовании этого года стало завершение капитального ремонта в начальной школе № 37. Этот корпус 1962 года постройки находится в 178 квартале. Много лет в его стенах располагалась гимназия № 1, а три года назад он был передан СОШ № 37 имени Героя России Королькова. Чтобы в этих классах вновь начали проводить уроки, был проведён комплексный капитальный ремонт самого здания и прилегающей территории. 31 августа директор школы Ольга Желтоногова порадовала новостью: долгожданная приёмка второго корпуса межведомственной комиссией состоялась. Сюда переехала вся начальная школа – 480 учащихся, 116 из которых являются учениками первых классов.
В школе – до вечера
Все последние годы российская система образования стремится к переводу школьного обучения в одну смену. Свободные учебные площади после уроков можно использовать для дополнительных занятий по развитию интеллектуальных, лидерских, творческих, спортивных способностей детей, профориентации, а также для организации групп продлённого дня. К сожалению, пока односменка внедрена далеко не во всех образовательных учреждениях Ангарска. Уроки во второй половине дня будут проводиться в половине школ округа. Во вторую смену будут обучаться 4242 ангарских школьника.
Что касается групп продлённого дня, то в этом учебном году они созданы в 32 школах из 35 – всего 82 группы. Конечно, в первую очередь места в них предоставляются первоклассникам, по возможности – учащимся вторых и третьих классов. Понятно, что востребованность в таких формах внеурочной занятости детей очень велика: далеко не все родители имеют возможность забирать своего ребёнка сразу после занятий. Оставленные в продлёнке ребятишки обедают, ходят на прогулки, выполняют домашние занятия, играют, читают, отдыхают под присмотром педагогов.
Я б в учителя пошёл
В подготовку к новому учебному году входит и комплектование образовательных учреждений кадрами. И если в дошкольных учреждениях из-за сокращения количества детей этот вопрос остро не стоит (воспитатели и няни трудятся согласно штатному расписанию, есть необходимость в музыкальных работниках, дефектологах, спортивных инструкторах), то в школах ситуация несколько иная. В средних образовательных учреждениях Ангарского округа не хватает учителей технологии для проведения уроков у мальчиков, учителей информатики, математики.
Каждая школа решает эту проблему по-своему. По словам Татьяны Гапаненко, образовательные учреждения стараются к 1 сентября закрыть вакансии, распределить учебную нагрузку между педагогами. В школы Савватеевки и Мегета необходимых специалистов удаётся привлечь по федеральной программе «Земский учитель».
В нескольких городских школах открыты профильные психолого-педагогические 10-11 классы, выпускники которых имеют возможность целевого поступления в педагогические вузы. И уже дипломированными специалистами их будут ждать школы Ангарска.