Год пролетел незаметно, и снова на базе отдыха «Утулик» собрались театралы-любители со всего Приангарья. С 27 по 31 августа здесь проходил XXIX Открытый областной фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале 2024» имени Леонида Беспрозванного.
Фестиваль! Это место, где за один день можно пережить самый широкий спектр эмоций. Место, где зрителям и участникам обеспечены впечатления, которые в обычной жизни либо не встречаются, либо так задавлены повседневностью, спешкой, суетой, что попросту пропускаются, теряются… А здесь они сконцентрированы, спрессованы во времени и пространстве. Можно, плача или смеясь, аплодировать талантливому артисту на сцене, а потом увидеть, как он ни в чём не бывало идёт на ужин в столовую, – и в этом особая прелесть фестиваля.
А ещё Утулик – это чистый и сладкий воздух, ледяная река и родники с добайкальской водой в окружении гор, сверху пушистых, а снизу скалистых. Это лесная тишина и грибы, вылезающие из-под земли прямо на территории базы, это бурундуки, перебегающие тропу, и высоченные деревья, среди которых можно увидеть вековые тополя и кедры – ровесников Шекспира.
Может быть, поэтому сюда так тянет каждый год, и невозможно эту тягу преодолеть? А имя Леонида Беспрозванного, 29 лет назад затеявшего этот творческий форум, привлекает театралов, видевших его постановки, верных его наставлениям и памяти.
«Театральная осень» – фестиваль очень традиционный, в стремительно меняющемся мире он как константа, куда можно приехать и погреться душой возле воплощённых принципов русского психологического театра. И хотя это актуально больше для выходцев из европейской части России, но и у нас появляются режиссёры, не видящие разницы между мужчиной и женщиной, стирающие сам принцип пола во имя собственно человека.
Фестиваль традиционно собирает друзей. И в этом году в команду «Театральной осени на Байкале» после перерыва вернулись иркутский театр «Я» под управлением режиссёра Натальи Самариной-Мосинян, который показал отрывок из спектакля «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюеля Беккета, и театр «Песочные часы» Лиры Шеломенцевой Центра театрального творчества «ЛИК» из поселка Чунский. Шесть прекрасных женщин, начинающих актрис, показали спектакль «Стервы» по пьесе современного драматурга Влады Ольховской, да так убедительно, что удостоились специального приза жюри – за яркий актёрский дебют.
Театр «Зеркало» из Железногорска-Илимского остался верен «своему» автору – драматургу из Санкт-Петербурга Елене Радченко, которая в прошлом году лично приезжала на фестиваль, – и снова показал постановку по её пьесе. Режиссёр Ирина Бушуева представила зрителям моноспектакль «Травести» в исполнении актрисы Натальи Тетюшкиной, который иначе как подвигом не назовёшь. На время спектакля зарядил дождь, да такой, что даже сидевшие в первых рядах зрители не слышали ни слова со сцены – так громко капли барабанили по крыше «белой палатки», где играются спектакли. Мало того – потолок стал протекать, и дождь лил уже в палатке! Тем не менее Наташа не сдалась, удержала внимание публики и доиграла спектакль до конца. За роль травести Анны Карловны она получила «приз Бабы Кати», став одной из победительниц конкурса актёрских работ имени заслуженной артистки России Екатерины Евгеньевны Барановой.
Огромное удовольствие получили зрители фестиваля от работы студенческого театра «Мгновение» Иркутского областного музыкального колледжа имени Фридерика Шопена. Ребята, обучающиеся академическому вокалу, привезли музыкальный спектакль «Пощёчина» в постановке режиссёра Галины Стаунэ по одноимённому водевилю Эжена Лабиша, которого российский зритель знает по художественному фильму «Соломенная шляпка». Музыку к спектаклю сочинил студент первого курса отделения теории музыки Аркадий Высочин.
Артисты из музыкального колледжа с удовольствием погрузились в водевильные страсти, их азарт мгновенно передался зрителям, а вокальные вставки покоряли с первых нот. Легкий, но «хитрый» жанр водевиля – самое лучшее упражнение для молодых актёров. И они неслучайно получили за свой спектакль специальный приз жюри с формулировкой – «за точное и чистое жанровое воплощение».
Кстати, о жюри. В этом году оно состояло исключительно из представителей сильной половины человечества. Председательствовал актёр, режиссёр, театральный педагог, профессор Высшей школы режиссёров и сценаристов Валерий Зиновьев, ученик и соратник Зиновия Корогодского (Санкт-Петербург).
Второй год приезжает в Утулик актёр, режиссёр, театральный педагог из Иркутска Александр Поветкин. Александр Сергеевич провёл для актёров-любителей три мастер-класса по сценическому движению.
И, наконец, новое лицо в экспертной комиссии – Анатолий Баскаков, театральный режиссёр и педагог, создатель и художественный руководитель Молодёжного художественного театра (Улан-Удэ), заслуженный деятель искусств Российской Федерации и заслуженный деятель искусств Республики Бурятия. Как рассказал Анатолий Борисович, в молодости он был ассистентом народной артистки РСФСР Марии Кнебель, легенды советского театра.