«Всё равно у меня ничего не получится!» – в отчаянии прокричала шестиклассница Даша, когда мама поинтересовалась её успехами в школе. Женщина в недоумении: казалось бы, ребёнок старается, никогда не отлынивает от дополнительных занятий и над домашними заданиями часами просиживает. Но всё тщетно! Успеваемость дочери оставляет желать лучшего, и с каждым разом интерес к получению знаний у неё угасает. Как быть в таких ситуациях? Об этом наш разговор с психологом Татьяной Бичевиной.
– Татьяна Геннадьевна, приведённый пример не единичен: бывает, как бы человек ни старался, результат нулевой. Поэтому на место активности приходит пассивность. Как по-вашему: в чём причина?
– Я думаю, в отдельные периоды жизни каждый сталкивался с ситуацией, когда необходимо что-то сделать, но не хочется – нет ни сил, ни желания, ни даже интереса. Есть в психологии такой термин – «синдром выученной беспомощности». Он был открыт в ходе эксперимента. Если коротко, то собак поместили в закрытые клетки, в определённое время включали звук и одновременно собак били несильным током. Вначале животные метались, искали выход, но клетки были заперты. Затем клетки открыли, включили звук и произвели удар током. Предполагалось, что собаки убегут, но этого не произошло. Путь к свободе был открыт, но животные продолжали лежать, так как привыкли, что покинуть клетку невозможно. Эксперимент получил название «синдром выученной беспомощности». К сожалению, в обычной жизни подобное состояние у некоторых людей становится хроническим. Возникают мысли: «Зачем стараться, если всё равно не получится?»
– Можете привести наглядные примеры проявления синдрома у человека?
– Начнём с дошкольного возраста. Оле пять лет, она рисует ко дню рождения мамы открытку, старается, выводит каждую деталь, но мама занята гостями, ей не до дочери. Ну, нарисовала да нарисовала. Что из того? Родители девочки вообще не склонны её хвалить, поддерживать и одобрять, считая, что такое поведение взрослых только балует детей. В детском саду Олечка ведёт себя неуверенно, на занятиях опускает голову – лишь бы не спросили. Когда общение с ней заканчивается, вздыхает с явным облегчением.
– То есть вы считаете, что истоки синдрома выученной беспомощности стоит искать в дошкольном возрасте?
– В общем, да, но не только. На приёме у психолога мама Наташи (девочка учится в 7 классе). «Наташа у нас очень скромная, всегда сдержанная, дома у нас отношения с ней доверительные и доброжелательные, однако в школе дочка чувствует себя зажато, скованно, боится учителей, – рассказывает женщина. – Домашние задания она прилежно выполняет. Бывает, сидит за уроками до часу ночи, всё делает ответственно и аккуратно. А вот в школе отвечать стесняется, ей легче отказаться, чем выйти к доске, хотя материал знает хорошо. Новый учебный год только начался, а у неё уже две «двойки» по разным предметам. Собирается исправить, дома даже репетирует, как подойдёт к учителям, чтобы исправить отметки, но постоянно откладывает, боится, что собьётся или вообще всё забудет. Мы видим, что школа Наташе стала в тягость, не любит дочка её и учиться не хочет. Это и послужило поводом нашего обращения к профессиональному психологу».
– Татьяна Геннадьевна, бытует мнение, что в формировании той самой выученной беспомощности у детей решающую роль играют взрослые. Что вы думаете по этому поводу?
– Действительно, дети ориентированы на взрослых, во многом самоотношение у них формируется от отношения к ним родителей, учителей. Уверенность в собственных силах, мотивация деятельности, последовательности в достижении цели не появляются просто так, «из ничего». Всё это складывается на протяжении дошкольного и школьного возраста, и значимые взрослые должны поддерживать и учитывать индивидуальные особенности детей.
– А бывает ли так, что из детства и подросткового возраста человек выходит вполне самостоятельным и уверенным в себе, но «выученная беспомощность» вдруг проявляется позже и закрепляется уже во взрослой жизни?
– И такое не исключено. Приведу конкретную ситуацию. Оксана в браке больше десяти лет, практически с первых дней семейной жизни женщина чувствует себя напряжённо и неуютно: любимый муж постоянно повышает на нее голос, критикует, высмеивает, подшучивает. Сначала Оксана пыталась как-то противостоять этому, обижалась, объясняла, оправдывалась, но ничего не менялось. Муж вёл себя по-прежнему, у него вошло в привычку унижать (обижать) жену. Шло время, Оксана стала чувствовать себя всё хуже и хуже, самооценка падала ниже и ниже. Начались проблемы с давлением, бессонница, состояние практически постоянно было нестабильным, ей часто хотелось плакать.
При этом мужчина не только не считал себя причастным к возникновению тревожного состояния у Оксаны, но и обвинял её в излишней мнительности. На приёме у психолога женщина рассказала о своей далеко не счастливой семейной жизни и о том, что ей хочется всё поменять, но на это нет ни сил, ни уверенности. Ведь она уже не раз пыталась, да без толку.
– И всё-таки есть ли выход из этой уже, получается, сформировавшейся беспомощности?
– Самостоятельно решить проблему сложно и порой невозможно. Первые шаги к изменению ситуации – обращение к специалистам. Скажем, в случае с Оксаной психолог помог проанализировать происходящее в её жизни, детально разбирая с ней возможные причины этого, причём не только лежащие на поверхности (тяжёлый характер мужа), но и внутриличностные особенности Оксаны, вследствие которых она столько лет терпит геноцид мужа (этот термин привела сама женщина).
Кстати, если человек долго живёт в условиях, которые его не устраивают, возможно, он привыкает к этому и даже умудряется извлекать некую выгоду из своего положения. Оксана, например, привыкла жаловаться своим близким на деспотичного мужа, получая от них всяческое понимание и поддержку. Только поняв наконец, что сторонняя поддержка уже не помогает и силы исчерпаны, решила воспользоваться услугами психолога.
– Неужели в итоге всё у Оксаны наладилось и самооценка чудесным образом повысилась?
– Конечно, оттого что женщина наконец-то поняла, что на самом деле происходит, мало что изменится. Надо действовать! Осознать необходимость изменений и понять, что, кроме тебя, этого никто не совершит, – это уже действие. Важно осознать, что ты сам в ответе за прекращение или продолжение того, что с тобой происходит. Психолог может лишь оказать поддержку: помочь посмотреть на ситуацию с разных сторон. С его помощью человек самостоятельно обозначит перспективы своих поступков и поведения, исходя из личных возможностей и начинающейся развиваться активности.
Выученная беспомощность – это прежде всего убеждённость человека в том, что он не способен изменить свою жизнь в лучшую сторону (дескать, потому не стоит и стараться). Однако бывает, что собственные убеждения необходимо менять.
Древнегреческий драматург Эсхил, живший до нашей эры, как-то высказал мудрую мысль: «Счастье – это выбор, который требует усилий». Возможно, именно сейчас настала пора прислушаться и действовать, действовать, действовать…
Из этических соображений имена клиентов психолога в материале изменены.