31 марта в Ангарске состоялось выездное совещание Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в котором приняли участие зампредседателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, губернатор Дмитрий Мезенцев, члены правительства, сенаторы, представители комиссий и комитетов Совета Федерации, отвечающих за жилищную политику и естественные монополии, представители энергоснабжающих организаций, крупных предприятий, прокуратуры, ФСБ, антимонопольной службы, главы муниципальных образований...
С чего вдруг такое представительное совещание состоялось именно в Ангарске? Причин несколько. У нас, как, впрочем, и везде по стране, на сегодня сложилась очень непростая ситуация с тарифами на электроэнергию. Если население не очень-то почувствовало этот ценовой скачок (цена за киловатт составляет 68 копеек), то организации, предприятия, производители получили такие счета за услуги энергетиков, которые правильнее было бы назвать ударом ниже пояса. Тариф подскочил на 65 процентов, это при том, что премьер Путин ограничил предел роста тарифов на услуги ЖКХ не более чем на 15 процентов. Надо сказать, что Иркутская область на фоне других территорий оказалась не в худших условиях – у нас всё же самый низкий по стране тариф. Для сравнения – в Бурятии он составляет 3,6 руб. за кВт, в Красноярске и Новосибирске – около двух. Более всех энергетики зажали в бараний рог жителей Курска – у них тариф около 6 рублей. То, что соседям живется еще хуже – это, конечно, не утешение...
В общем, перед Ангарском, как и перед всей страной, встали извечные национальные вопросы – что делать и кто виноват?
Чтобы ответить на них, в АМО и пригласили законодателей, формирующих политику Российской Федерации в сфере ЖКХ и взаимоотношений населения с монополистами – поставщиками услуг. Вопросы эти нужно решать за столом переговоров – площадным ором здесь ничего не добьёшься. Пусть федеральный законодатель проедет по глубинке, прочувствует, что население страны – это не привилегированная Москва.
Если в Ангарске, сравнительно благополучном по тарифам городе, народ и местная власть бьёт тревогу, значит, в целом по стране ситуация с нерегулируемыми тарифами еще более серьезная.
Вторая причина, почему Совет Федерации провел выездное совещание на нашей территории – в особом положении Иркутской области. По словам Вячеслава Штырова, наш регион – наиболее энергонасыщенная территория. У нас уже внедряются энергосберегающие технологии.
Полгода назад принят федеральный закон «О теплоснабжении». Он готовился в течение семи лет. Ко второму полугодию должен быть готов пакет соответствующих подзаконных актов – их будет 31. Принятый федеральный закон – это базовый документ, в нём есть и сильные, и слабые позиции. Субъекты федерации должны разработать свои, областные, законы о теплоснабжении. Сейчас самое время обратиться к федеральному законодателю с конкретными замечаниями и предложениями – нам жить по этому закону и выстраивать отношения с энергетиками. В нескольких областях страны – Свердловской, Орловской, Владимирской – действуют долгосрочные тарифы. Выходит, есть какие-то рычаги воздействия на монополистов? Диалог с энергетиками Иркутской области явно будет нелегким. Представитель «Иркутскэнерго» дал это почувствовать в своем выступлении на совещании в Ангарске. Он не говорил о развитии территории, о том, что тот объем услуг, который сегодня предприятие в состоянии поставить населению, учреждениям, производителям, недостаточен, что порождает серьезные проблемы (на территории АМО этот дефицит особо ощущается в старой части города, в Мегете и т.д.). Г-н Причко говорил о сокровенном для монополиста: о неплательщиках, о задолженности населения, о том, что панацея – в стопроцентном оснащении всего и вся приборами учета. Многим присутствующим резало слух это часто произносимое слово «неплательщики». Логично было бы задуматься: с чего вдруг вся область подпала под статус «неплательщика»? Может, проблемы в другом? Например, в желании монополиста иметь суперприбыли, эксплуатируя объекты, которые не так давно были общенародным достоянием, а сейчас оказались в частной собственности олигархов. На совещании прозвучали одиночные претензии по этому поводу: почему энергетики всю ответственность за содержание, эксплуатацию, ремонт систем энергоснабжения перекладывают на население? И куда, собственно, девались миллиарды рублей, собранные с потребителей услуг? Где экономическое обоснование тарифов? Видимо, ответ на последний вопрос для олигархов от энергетики имеет статус корпоративно-государственной тайны. Впрочем, вопрос этот на совещании выступавший адресовал не представителю «Иркутскэнерго», а зампрокурора области... В общем, без жесткой государственной позиции проблему аппетитов монополистов не разрешить. О чем еще шла речь? Об альтернативных видах топлива. По мнению Вячеслава Штырова, наш регион, занимающийся лесозаготовкой, просто обязан использовать отходы отрасли в качестве топлива – в пример привели Финляндию, которая по газу и объятиям монополиста не страдает, а живет припеваючи на торфе и древесной коре.
Говорили об опыте реализации энергосберегающих проектов, о технических и инвестиционных возможностях территории...
Итогом выездного совещания можно считать озвученное намерение снизить тарифы для учреждений, предприятий, производителей с 2,6 руб. до уровня ниже двух рублей. Если этого не сделать, социальных потрясений не избежать – цены полезут вверх. И коснется это всего населения. Производители не будут работать себе в убыток. Загнанные в угол вынуждены обороняться. Монополистам-энергетикам давно пора cказать: солнце светит не только для них.