Люди необычной профессии всегда вызывают интерес. Настройщики музыкальных инструментов как раз и относятся к таковым. Ведь за неординарным занятием, как правило, скрывается незаурядная личность. Вдохновленные тем, что настройщики фортепиано только что отметили свой профессиональный праздник, мы пустились на поиски нужного человека. И он нашелся в подвальном помещении школы искусств №3 – именно там расположена мастерская настройщика Олега Загонова и именно туда уже больше 20 лет назад приняла его на работу директор школы Людмила Кравченко.
Рассказ о своем пути в профессию он начал с известного в среде музыкантов анекдота: «Педагог по музыке говорит заленившемуся ученику: «Будешь плохо учиться – настройщиком станешь».
– Это про меня, – смеется мастер. – Когда-то Таисия Дмитриевна Старикова, в то время директор школы искусств №2, где работала мама и где я вырос, попутно обучаясь игре на скрипке, пророчила: «Олежка, настройщиком будешь».
На самом деле для того, чтобы Олег Загонов занимался именно этой профессией, случаю на пару с судьбой пришлось немало потрудиться. В музыкальной школе Олег учился с удовольствием – для этого у него были все возможности: абсолютный музыкальный слух и любовь к скрипке (кстати, до сих пор не прошедшая). Настрой немного ослабел в Воронежском музыкальном училище, куда он поступил по классу баяна – по мнению деда, которое Олег очень ценил, скрипка была несолидным инструментом. Но именно там, в Воронеже, он обучился настраивать музыкальные инструменты. Настройщик училища, который был другом деда, оказал Олегу неоценимую, как выяснилось позже, услугу.
Хотя для студента музыкального училища умение настраивать инструменты могло оцениваться по тем временам очень даже прилично: при стипендии в 30 рублей настройка фортепиано стоила 25. Правда, студентам платили куда меньше: от червонца до куска сала.
Своим делом Олег Загонов доволен. Преподавательская деятельность его не привлекала, хлеб артиста тоже не всегда бывает сладок, а в мастерской в окружении разнокалиберных инструментов, деревянных чурбаков и досок он оказался в своей стихии. В его обязанности входит поддерживать в хорошем состоянии инструменты школы: настраивать по необходимости, а при случае чинить. Что, кстати, непросто. И дело не в том, что школьники интенсивно занимаются. В нашем регионе с резко континентальным климатом главным врагом музыкального строя становятся перепады влажности и резкие изменения температур. Трудность еще и в том, что все до одного инструменты старые (купить новые школе не по карману), а они реагируют на погоду, как пожилые люди, и плохо держат строй.
Конечно, основной объект приложения мастерства Олега – это фортепиано, классический для музыканта инструмент. Обрываются струны, ломаются смычки – все это поддается лечению. Бывает, «музыкального доктора» вызывают к самым разным больным. Сейчас он восстанавливает гусли для оркестра русских народных инструментов «Перезвоны». По словам Олега, можно настроить любой инструмент, поддающийся настройке. Для этого, кроме профессиональных приемов, есть еще одно верное средство: подходить к «больному» с нужным настроем, в хорошем настроении. Особенно это касается такого тонкого инструмента, как скрипка.
Поддерживать настроение на должном уровне самому мастеру помогают его увлечения, выходящие далеко за пределы музыкальной школы. Он обожает музыку, предпочитая классическую, – уроки скрипки в детстве не прошли даром. Среди его любимых композиций произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена. Давняя и еще одна постоянная любовь Олега – Байкал и прибайкальская природа. Планировать очередное летнее путешествие он начинает сразу после Нового года. А еще отдых в его представлении не может состояться без рыбалки. Интересно, что во все поездки с семьей отправляется сибирская кошка Дымка – страстная любительница лесных и горных прогулок.
Но самое большое удовлетворение от своей деятельности Олег Загонов испытывает все-таки от своей профессии. Особенно в моменты перед концертами. Отладив очередной инструмент, он осознает, что сейчас зал замрет от чистоты извлеченного из него звука и ничто не помешает мастерству музыканта проявиться в полной мере.