Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Представляю вашему вниманию очередной отчёт о работе Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва. На прошлой неделе, в среду, прошла 17 сессия областного парламента, на которой мы рассмотрели более 40 вопросов.
Перед её официальным открытием мы заслушали видеообращение губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, который на тот момент находился в командировке в Москве. Он рассказал о работе, которая ведётся сейчас правительством по вопросу установления тарифов на электроэнергию для населения с дифференциацией по объёмам потребления, о предложениях, подготовленных для федерального центра.
Как отметил глава региона, в областное правительство и в администрацию губернатора от жителей Иркутской области поступает много обращений, которые носят крайне негативный характер, по вопросу установления во всех регионах новых границ объёмов энергопотребления населения. Эти границы были определены в следующих пределах:
I диапазон – до 3900 кВт/ч., тариф – 1,58 руб. (город) и 1,106 (село) за 1 кВт/ч.;
II диапазон – от 3901 до 6000 кВт/ч., 2,57 руб. (город) и 1,799 (село) за кВт/ч;
III диапазон – свыше 6000 кВт/ч., 4,90 руб. (город) и 3,43 (село) за кВт/ч.
Игорь Кобзев напомнил, что Иркутская область уже обратилась в правительство РФ с предложением увеличить значение первого диапазона в связи с большим социальным влиянием принятых изменений. В частности, предлагается увеличить значение первого диапазона до уровня не менее 9000 кВт/ч. при подтверждении, что дом имеет электроотопление, а также учитывать сезонность при установлении тарифов.
•••
Главным же вопросом ноябрьской сессии ЗС стало рассмотрение проекта закона об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. С докладом выступила министр финансов региона Наталия Бояринова. Она рассказала, что доходы областного бюджета на 2025 год запланированы в сумме 260,6 млрд руб., в том числе налоговые и неналоговые – 256,3 млрд руб., расходы – в сумме 285,9 млрд руб. В 2026 и 2027 годах доходы ожидаются в объёме 270,3 млрд руб. и 282,7 млрд руб., расходы – 283,1 млрд руб. и 287,3 млрд руб. соответственно.
Законопроект сформирован на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития Иркутской области на 2025-2027 годы. Финансирование расходов в предстоящем трёхлетнем цикле предусмотрено в рамках исполнения 26 государственных программ Иркутской области, структура которых с 2025 года сформирована с учётом старта новых национальных проектов. Правительство региона подало заявки на участие в 2025 году в 11 нацпроектах из 19 на общую сумму 55,7 млрд руб.
Ещё одним приоритетом бюджетной политики является обеспечение социальных обязательств. На эти цели в 2025 году направлено около двух третей расходной части бюджета – 193,8 млрд руб. Большое внимание уделено поддержке семей с детьми. Это единовременные пособия и выплаты при рождении ребенка, областной материнский капитал, средства на подготовку к школе и бесплатное питание в школах, другие меры поддержки, которые в целом в Иркутской области получают более 185 тысяч семей, воспитывающих 265 тысяч детей. Расходы на выплаты семьям с детьми с учётом средств Социального фонда России в 2025 году в Иркутской области составят 44,6 млрд руб., в 2026-м – 51,9 млрд рубл., в 2027-м – 50,7 млрд руб.
Важной частью социальных расходов также являются средства, направляемые на поддержку граждан, выполняющих задачи в рамках СВО, а также их семей. Только в 2025 году на эти цели запланировано почти 1,8 млрд руб. Помимо выплат при заключении контракта военнослужащие получают различные льготы, связанные с образованием и оздоровлением детей, обеспечением их питанием в образовательных организациях и многие другие.
Третье важное направление – инфраструктурное развитие, для финансового обеспечения которого планируется привлечение бюджетных кредитов. Так, на сферу здравоохранения в 2025 году из всех источников будет направлено более 100 млрд руб., в том числе из областного бюджета – 44,4 млрд. На образование регион направит 90,8 млрд руб. Более 4,5 млрд руб. предусмотрено на обеспечение жильём детей-сирот.
Общий объём межбюджетных трансфертов муниципалитетам в 2025 году составит 108 млрд руб., из них 81 трансферт – на решение вопросов местного значения. В плановом периоде 2026 и 2027 годов – 198,4 млрд руб.
«Ключевыми приоритетами определены социальное благополучие жителей Иркутской области, достижение национальных целей развития через реализацию региональных проектов и развитие инфраструктуры региона. Проект бюджета сбалансирован, сформирован с соблюдением положений законодательства Российской Федерации и позволит обеспечить исполнение расходных обязательств региона в необходимом объёме», – подчеркнула Наталия Бояринова.
Со своей стороны отмечу высокий профессионализм Минфина и лично Наталии Вениаминовны, проявленный при подготовке главного финансового документа Иркутской области на 2025 год.
С анализом проекта регионального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов выступила председатель региональной Контрольно-счётной палаты Юлия Махтина. Анализ доходной части бюджета за пятилетку свидетельствует о положительной динамике: с 2020 года фактическое поступление доходов устойчиво превышает прогнозные значения.
Юлия Борисовна напомнила, что в 2023 году просроченная дебиторская задолженность по налоговым доходам составила 2 млрд руб. (63 %), по неналоговым доходам – 1,2 млрд руб. (37 %), при этом просроченная задолженность по неналоговым доходам за пять лет выросла в 2,1 раза. Основную часть просроченной дебиторской задолженности составляют административные платежи и штрафы, сборы, санкции, возмещение ущерба.
КСП отмечает, что работа с задолженностью по платежам в бюджет, принятие мер по взысканию долгов должна быть приоритетом для всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Также требуется систематизация этой работы.
Бюджетный дефицит отражён в пределах допустимого размера. Основной источник финансирования дефицита бюджета, запланированный в его проекте, – кредиты коммерческих банков. В текущем году с их привлечением возникли сложности. Юлия Махтина предложила рассмотреть эмиссию ценных бумаг в качестве инструмента привлечения средств на финансирование дефицита бюджета, как это делают другие субъекты РФ.
•••
На Правительственном часе мы заслушали доклад замминистра образования Иркутской области Елены Апанович о концепции модернизации системы среднего профессионального образования (СПО) в регионе на долгосрочный период.
Документ разработан до 2030 года, он закрепляет стратегические направления реализации госполитики в этой сфере в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Приангарья. В своём докладе Елена Владимировна отметила основные позиции концепции, в том числе затрагивающие вопросы модернизации материально-технической базы техникумов и колледжей.
Система СПО Иркутской области включает 80 профессиональных образовательных организаций. Программы СПО реализуются также в 13 образовательных организациях высшего образования.
Ежегодно в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, доступно более 14 000 бюджетных мест. Подготовка кадров с СПО осуществляется по 115 специальностям, 53 профессиям СПО, 400 программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Системой среднего профессионального образования охвачено около 70 тысяч человек в регионе.
Имеются проблемы с трудоустройством выпускников. В 2022 году из 13,8 тысячи юношей и девушек, окончивших профессиональные образовательные организации, реально было трудоустроено около 67 %, в 2024-м из почти 15 тысяч выпускников – чуть более 60 %. Порядка 24 % отнесены к так называемой «зоне потенциальной занятости» (например, проходят срочную службу либо находятся в декрете). Незначительная часть не трудоустроена в связи с особыми жизненными обстоятельствами. Остальные – это «зона риска», здесь надо дорабатывать.
Важной составляющей озвученной концепции является участие региона в федеральном проекте «Профессионалитет», открывающем новые возможности для получения СПО и решения кадровой проблемы в реальном секторе экономики. Иркутская область в числе первых 42 субъектов страны в 2022 году вошла в этот федеральный проект. В том же году был создан образовательно-производственный центр (кластер) в отрасли, а в 2023 году в Приангарье начали работать ещё пять. В 2024 году на территории области открыты ещё шесть кластеров как по уже существующим направлениям, так и по новым, таким как «Клиническая и профилактическая медицина», «Машиностроение», «Транспортная отрасль».
К 2030 году планируется открытие ещё 10 кластеров, в том числе по направлениям строительной, горнодобывающей, химической отраслей. Приангарье является одним из лидеров в Сибирском федеральном округе по числу образовательно-производственных и образовательных центров в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Участники проекта получают федеральные гранты в размере от 65 млн руб. до 100 млн руб. на оснащение новейшим оборудованием образовательной базы: ремонт учебных помещений и приобретение современного оборудования.
Во время приемной кампании 2024 года отмечен значительный рост желающих обучаться именно по образовательным программам федерального проекта. Приём на обучение составил около трёх тысяч человек, а всего за период реализации «Профессионалитета» численность обучающихся возросла до 5800 человек.
•••
Два законопроекта, направленных на соцподдержку участников специальной военной операции и их семей, мы приняли в первом чтении.
Так, изменения в областной закон о единовременной социальной выплате участникам СВО на полное или частичное погашение ипотеки направлены на конкретизацию условий предоставления средств. С 2023 года в регионе действует закон, который дает право участникам специальной военной операции получать выплату на погашение ипотечного кредита. Такое же право на данную меру соцподдержки имеет супруга военнослужащего. Корректировками предлагается уточнить, что для получения соцвыплаты ипотека должна быть оформлена после государственной регистрации брака. Это необходимо для защиты прав участников СВО, так как жильё, приобретённое с использованием ипотечного кредита до брака, считается личным имуществом военнослужащего.
Второй законопроект предоставляет участникам СВО социальную выплату взамен бесплатных земельных участков. В регионе действует закон о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение гражданам, которые обладают правом на их получение. Право на предоставление участков установлено, в том числе, для участников СВО, удостоенных государственных наград за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющихся ветеранами боевых действий.
Предоставление социальной выплаты взамен бесплатной передачи в собственность земельных участков рассмотрели в связи с дефицитом земельных участков в крупных городах, таких как Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское и Черемхово. Кроме того, есть ограничения по выделению земли в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Вместе с тем, по состоянию на 5 ноября 2024 года, претендовать на бесплатные земельные участки могут 1236 человек.
Проектом закона предлагается с 1 января 2025 года установить дополнительную меру поддержки военнослужащих и их семей в виде социальной выплаты в размере 300 тысяч рублей.
Этот документ требует доработки, возможно, будет скорректирована и сумма выплаты. Целесообразно изучить опыт других регионов, проработать вопрос вместе с правительством, муниципалитетами и лесхозами. Следует провести мониторинг свободных участков, уточнить, в каком они состоянии, определить возможность обеспечения их необходимой инфраструктурой.
Работа над законопроектами будет продолжена во втором чтении.
•••
Также в первом чтении мы приняли изменения в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», инициированные Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Данные поправки перераспределяют 40 % платы за негативное воздействие на окружающую среду в региональный бюджет. По мнению органа, это позволит более эффективно проводить природоохранные мероприятия, в первую очередь – ликвидацию объектов накопленного вреда и несанкционированных свалок. Так, к началу 2024 года в регионе выявлено 874 свалки, из них 86 включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и должны быть ликвидированы за счёт средств субъекта.
Наряду с этим, по данным Министерства финансов Иркутской области, по состоянию на 01.01.2024, остаток неиспользованных доходов от платы за негативное воздействие и штрафов в области охраны окружающей среды составил более 1,3 млрд руб., в том числе в г. Братске – 468 млн руб. Анализ прокурорской практики свидетельствует, что основной причиной бездействия органов МСУ целого ряда территорий в сфере обращения с отходами, в том числе непринятия мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов, является отсутствие финансирования.
•••
Кроме того, мы рассмотрели вопрос о направлении в Правительство Российской Федерации предложений по установлению нормативов энергопотребления.
Согласно последним решениям федерального центра, по всей стране безальтернативно устанавливаются дифференцированные тарифы для населения. Однако при их установке необходимо учитывать разницу климатических зон в различных регионах РФ. Так, отопительный сезон в Иркутской области продолжается 240 дней. За это время на поддержание нормативной температуры в домах жителей региона в 180C в среднем тратится около 6 300 градусо-суток. Это показатель, отражающий разницу температуры на улице и в помещении за весь отопительный период. В Приангарье он почти в два раза больше, чем, например, в Волгоградской области.
Существенной особенностью Иркутской области является высокий удельный вес использования электрической энергии для целей отопления низкоэтажного
жилого сектора. По расчётам Контрольно-счётной палаты, по новым нормативам потребления на отопление среднего дома для семьи площадью 120 кв. м при среднесуточной температуре -100C житель Приангарья должен будет потратить на электроотопление 31 627 руб. в месяц. При условии использования газового отопления эта сумма составила бы менее 10 тыс. руб. Однако, несмотря на наличие в Приангарье значительных запасов природного газа и их активную разработку, жилые помещения в нашем регионе газифицированы лишь на 2 %.
Следует отметить, что, по словам председателя КСП Юлии Махтиной, нормативы рассчитаны по базам данных энергосбытовых компаний, которые не в полной мере отражают реальное положение вещей. Ряд проблем, например, возникает при страховании индивидуальных домов, построенных в рамках ипотечных кредитов (страховка исключает печное отопление). Сложность перехода на иные виды отопления возникает и в домах, полученных в собственность в рамках региональных и федеральных программ предоставления жилья. К тому же действующие цены на дрова и уголь отнюдь не удешевляют процесс отопления низкоэтажного жилья.
Итогом обсуждения данного вопроса стало постановление об обращении в Правительство РФ. Документ предполагает поддержку Законодательным Собранием предложения губернатора Иркутской области о необходимости при установлении норм потребления электрической энергии населением принимать во внимание особенности региона, а также предлагает не применять эти параметры, пока не будет достигнут 50-процентный уровень газификации региона. Важно найти оптимальное решение с учётом наших климатических условий и не допустить роста социальной напряжённости.
Считаю, что моё голосование за принятие этого постановления полностью отражает настроение жителей нашего региона, считающих предложенные Правительством РФ диапазоны энергопотребления заниженными. Предварительная обработка и мой анализ данных, полученных от жителей Ангарского округа, свидетельствует, что для домов площадью 120 кв. м «льготное» энергопотребление надо увеличивать с уровня в 3 900 кВт/ч как минимум до 7 000 – 7 500 кВт/ч, а второй порог, «экономически обоснованный», устанавливать не в 6 000 кВт/ч, а увеличить до 11 000 кВт/ч.
В отношении газификации (в частности по нашей, южной зоне области) выводы КСП также подтверждаются на примере моей переписки с Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области по вопросу газификации СНТ «Юбилейное». Данное СНТ вместе с другими объектами, претендующими на включение в региональную программу газификации, долгое время находится на рассмотрении в департаменте развития газовой отрасли Минэнерго России. Поэтому предложение по 50-процентному уровню газификации вставлено предусмотрительно и обоснованно.
•••
К числу структурных вопросов, рассмотренных на сессии, можно отнести постановление «О предложениях по кандидатурам представителей интересов Иркутской области в органах управления и контроля акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли участия в уставных капиталах которых находятся в областной государственной собственности».
Через своих представителей Иркутская область осуществляет участие в работе органов управления (совет директоров, наблюдательный совет) и контроля (ревизионная комиссия) вышеуказанных хозяйственных структур. Представители интересов Иркутской области действуют исключительно в интересах региона, принимая участие в годовых собраниях акционеров, внося предложения и осуществляя голосование на заседаниях совета директоров.
На прошедшей сессии ЗС утвердило 8 кандидатур, в том числе мою – в качестве представителя интересов Иркутской области в акционерном обществе «Гостиничный комплекс «Русь».
•••
Напоминаю, что приём избирателей я осуществляю каждый второй четверг месяца по адресу: ул. Мира, 34, кабинеты 206, 207, с 14.00 до 18.00. Предварительная запись по телефону: 8-904-111-11-40. Ближайший приём состоится 12 декабря 2024 года.
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области