Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Вот и подтягивается уходящий год к своему уже прилично подмёрзшему горизонту, за которым его поджидает Новый 2025 год и самый сказочный зимний праздник! Неторопливо, по 5-6 минут в сутки, начал подрастать световой день. Солнце – на лето, зима – на мороз! Кто-то подводит итоги, кто-то думает, как провести новогодние каникулы, кто-то просто готовится как следует отметить Новый год. Суета и особое настроение…
Законодательное Собрание Иркутской области в декабре традиционно верстает годовой бюджет. Поэтому в течение этого месяца у нас прошло два пленарных заседания.
4 декабря состоялась 18-я (довольно короткая по повестке) сессия ЗС, на которой мы окончательно утвердили региональный бюджет, а также бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на 2025 год. А две с половиной недели спустя прошла очередная полновесная (почти 40 вопросов) 19-я сессия областного парламента.
Следует отметить, что работа областного парламента проходит в сложнейших условиях продолжающейся специальной военной операции, что накладывает на нас дополнительные нагрузки и обязательства.
Перманентно нарастающие санкции так называемого «западного мира» и расходы на СВО не могут не сказываться на наполняемости как федерального, так и регионального и муниципальных бюджетов. С другой стороны, в расходной части главного финансового документа (в первую очередь в его социальной составляющей части) приходится учитывать новый сегмент – постоянно расширяющийся пакет льгот и компенсаций участникам СВО и их семьям. При этом нельзя забывать и о традиционных социально зависимых от бюджета категориях граждан: детях-сиротах, многодетных семьях, сельских учителях и врачах и т. д. Их поддержка также требует постоянной коррекции в сторону увеличения. В бюджетной подпитке продолжают нуждаться сельхозпроизводители и малый бизнес.
И, надо сказать, депутатский корпус ЗС успешно справляется с поставленными задачами как при формировании областного бюджета, так и при его текущих корректировках. В этом плане у нас наработан приличный опыт: специальной военной операции предшествовала пандемия, вызванная распространением по всему миру коронавирусной инфекцией COVID-19. В России она бушевала более двух лет – с января 2020 года. Не облегчало наших задач и разрушительное наводнение в Тулунском и Нижнеудинском районах в июне 2019 года. И все эти годы нам удавалось принимать не только сбалансированные, но и подчеркнуто социально ориентированные годовые бюджеты. Работая на благо жителей Приангарья в тесной связке с правительством, отбросив межфракционные и политические разногласия…
•••
Но вернёмся к декабрьским сессиям.
На 18-й сессии, напоминаю, во втором и окончательном третьем чтениях был принят бюджет Иркутской области на 2025-2027 годы. Ко второму чтению он был довольно основательно проработан и доработан.
Объём доходов увеличен на 2025 год на 30,7 млрд руб. – до 291,3 млрд руб. Расходная часть утверждена в объёме 298,9 млрд руб.
По инициативе правительства Иркутской области ко второму чтению проекта бюджета были подготовлены поправки более чем на 30 млрд руб., депутатский корпус внес коррективы на 2,3 млрд руб. Эти деньги сфокусированы, прежде всего, на социальном обеспечении граждан, на здравоохранении и образовании, а также на дорожном строительстве и ряде других направлений. По предложению депутатского корпуса часть средств направлена на финансирование мероприятий по развитию муниципальных образований. Кроме того, мы настояли на финансировании всех инициативных проектов, которые прошли областной отбор. На эти цели дополнительно предусмотрено 165 млн руб.
Немалые средства выделены и на развитие региональной экономики. Финансовые ресурсы уйдут как на завершение ранее начатых масштабных проектов, так и на новые начинания. Бюджетные инвестиции запланированы на 2025-2027 годы в объёме 73,4 млрд руб., из них на 2025 год – 22,2 млрд руб. Эти деньги будут нацелены на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы государственной и муниципальной собственности, а также инженерной, транспортной и производственной инфраструктуры.
Предназначенные региону дополнительные средства федерального бюджета будут направлены:
– на развитие образования, включая модернизацию школьных систем образования и организацию бесплатного горячего питания;
– на здравоохранение, в том числе оказание высокотехнологичной медицинской помощи, модернизацию первичного звена и санитарную авиацию;
– на меры социальной поддержки, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и материально-техническое оснащение школ, детских садов, учреждений культуры, спорта и социального назначения.
Кроме того, дополнительные средства выделены на дорожную отрасль (+7,5 млрд руб.), развитие лесного хозяйства (+2,2 млрд руб.), формирование современной городской среды (+1,1 млрд руб.) и жилищное строительство (+0,7 млрд руб.). Увеличены бюджетные ассигнования и на развитие сельских территорий, туризм, молодёжную политику и охрану окружающей среды.
Предусмотрена поправками и поддержка сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства и животноводства, в том числе будут выделены средства на возмещение затрат на тепловую и электроэнергию для производства овощей на защищённом грунте. На покупку спортивного оборудования и создание плоскостных сооружений в сельской местности выделено дополнительно 125,7 млн руб., ещё 120 млн – на создание быстровозводимых спортивных сооружений. Беспрецедентная сумма – более 1 млрд руб. – будет направлена на инициативные проекты жителей.
•••
В ноябре, анализируя проект регионального бюджета, я официально обратился в профильные министерства Иркутской области с просьбой предоставить мне информацию, в каком окончательном объёме финансирования были утверждены и отражены в проекте областного бюджета заявки администрации АГО на предоставление субсидий. Исчерпывающие ответы из министерств поступили в надлежащие сроки. Довожу до вашего сведения некоторые цифры из полученной мною информации:
1. По Министерству транспорта и дорожного хозяйства в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на 2025-2026 годы Ангарскому городскому округу предусмотрена субсидия 400,0 млн руб. ежегодно.
2. По Министерству жилищной политики и энергетики заключено соглашение о предоставлении субсидии на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках ведомственного проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Стоимость контракта – 629 345 тыс. руб.
3. По Министерству сельского хозяйства в рамках заявочной кампании на 2025 год запланированы следующие проекты:
– устройство наружного освещения по ул. А.П. Баирова, ул. Луговая и отсыпка ПГС ул. Одинская в с. Одинск; общая сумма проекта – 5 538 тыс. руб.;
– устройство наружного освещения ул. Октябрьская в д. Чебогоры; общая сумма – 1 679 тыс. руб.;
– ремонтно-восстановительные работы автомобильных дорог общего пользования местного значения в с. Савватеевка; общая сумма – 4 336 тыс. руб.;
– устройство наружного освещения и ремонтно-восстановительные работы автомобильных дорог общего пользования местного значения в деревне Зуй; общая сумма – 6 705 тыс. руб., из них сумма субсидии – 1 034 тыс. руб.
В срок до 30 января года будут определены победители конкурсного отбора и принято решение о предоставлении субсидий.
4. По Министерству природных ресурсов и экологии одобрена заявка на предоставление субсидии в размере 486,2 млн руб. на мероприятие «Берегоукрепление на участке от микрорайона Старица до микрорайона Кирова реки Китой» (II очередь). Заявка одобрена при наличии лимитов бюджетных ассигнований.
5. По Министерству социального развития, опеки и попечительства подана заявка на предоставление субсидии на оплату стоимости набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием 2 050 детей. Объём субсидии составляет 5 269,3 тыс. руб. исходя из средней стоимости продуктов питания 204 руб. на одного ребенка в день.
6. По Министерству спорта одобрено предоставление двух субсидий на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в г. Ангарске (квартал 71) и в пос. Мегет, а также субсидии на приобретение оборудования и создание спортивных сооружений на хоккейном корте п. Мегет.
7. По Министерству здравоохранения в рамках реализации госпрограммы Иркутской области «Развитие здравоохранения» в Реестр потребности в медицинских изделиях, комплектующих и запасных частях на 2025 год включены заявки Ангарского филиала Иркутской областной туберкулёзной больницы и Ангарской городской детской стоматологической поликлиники на сумму 55 552 тыс. руб.
На проектные работы и капитальный ремонт 23 объектов здравоохранения, расположенных в Ангарском городском округе, запланирована сумма 2 178 372,5 тыс. руб.
8. По Министерству образования на реализацию мероприятий по приобретению учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов – 2 332,5 тыс. руб.
На реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» ГБПОУ «Ангарский педагогический колледж» предусмотрены средства из федерального бюджета на 2026 год – 17 095,1 тыс. руб.
9. По Министерству культуры на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований выделена сумма 862,5 тыс. руб.
На развитие деятельности модельных муниципальных библиотек – 280,5 тыс. руб.
Полученные данные помогли мне предметно подойти к изучению проекта бюджета и привязать его возможности к потребностям Ангарского городского округа.
•••
В тот же день, 4 декабря, по завершении внеочередной сессии прошло заседание рабочей группы по подготовке сводного плана законопроектов на 2025 год, на котором я вынес на рассмотрение ряд законодательных инициатив.
– Уточнение получателей налоговой льготы для владельцев автомобилей с электрическими двигателями. Предложил скорректировать льготы для физических лиц, имеющих электромобили мощностью свыше 200 л.с., что увеличит поступления в областной бюджет.
– Расширение перечня налогоплательщиков для применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, включая компании, занимающиеся распределением сжиженных углеводородных газов. Это необходимо для создания условий для газификации в Иркутской области на 2024-2033 годы.
– Введение возможности получения удостоверения «Ветеран труда Иркутской области» через МФЦ, что упростит процесс и сократит время ожидания для граждан.
Все три предложения были приняты во внимание.
•••
Очередная и последняя в этом году
19-я сессия областного парламента прошла на этой неделе 23 декабря. В основном рассмотренные нами вопросы касались мер социальной поддержки жителей региона, регулирования социально-культурного законодательства, госстроительства и местного самоуправления.
В том числе мы приняли закон о единовременной выплате участникам СВО на полное или частичное погашение ипотеки. А также изменения в закон «О дополнительных мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей», которые расширяют категории военнослужащих, имеющих право на меры социальной поддержки. Теперь льготы будут предоставляться и участникам СВО, получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при выполнении задач в ходе контртеррористической операции на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей, а также члены семьи участников СВО, погибших на указанных территориях. К предоставляемым мерам относятся бесплатные земельные участки, деньги на погашение ипотечного кредита, бесплатное питание в школах и путёвки на отдых для родных детей, падчериц и пасынков и другие.
Кроме того, мы заслушали отчёт главы регионального правительства Константина Зайцева о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года по итогам 2023 года.
Напоминаю, что стратегия была принята в 2021 году, в 2024 году закончился первый этап её реализации. Анализ исполненных в 2022-2023 годах мероприятий плана реализации стратегии показал, что основные акценты были сделаны на поддержании стабильного уровня экономических и социальных показателей, для этого реализованы антикризисные меры; развитии опорных территорий; привлечении финансирования из федерального бюджета и реализации ранее начатых проектов – региональных строек и других проектов.
«Первый этап реализации Стратегии социально-экономического развития Иркутской области сложный, влияние беспрецедентных санкций и колебаний внутренних процессов затронуло все аспекты общественной жизни, потребовало принятия оперативных решений. Прогнозировать изменения текущей ситуации сейчас трудно, необходимо учесть все итоги первого этапа и новые национальные цели, обозначенные Президентом России, и с 2025 года продолжить работу по реализации стратегии и внесению в план мероприятий корректировок в соответствии с вызовами времени», – подчеркнул Константин Зайцев.
А ректор Иркутского национального исследовательского технического университета Михаил Корняков представил нам отчёт о реализации программы развития ИрНИТУ за 2024 год, а также о вкладе университета в социально-экономическое развитие Иркутской области в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
ИрНИТУ вошёл в число 106 университетов России – участников Программы стратегического академического лидерства. Цель программы «Приоритет 2030» – сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.
Иркутский политех сделал ставку на два стратегических проекта. Первый – i.GeoDesign – направлен на изменение принципов формирования горно-геологической отрасли за счёт разработок университета в области умной цифровой геологии, применения беспилотников в геологоразведке, новой роли университета в формировании юниорного бизнеса.
Второй проект – Digital Industrial Technologies – связан с развитием передовых производственных технологий и подготовкой квалифицированных кадров для промышленности России в отраслях авиамашиностроения, энергетики и строительства.
•••
Затем мы утвердили перечень предложений ЗС, которые следует учесть при предстоящих в следующем году корректировках принятого областного бюджета. Утверждённый документ включил в себя развёрнутый список наших пожеланий по многим направлениям, касающимся практически всех отраслей региональной экономики.
В постановлении «О предложениях Законодательного Собрания Иркутской области по исполнению Закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» была указана необходимость:
– обеспечить социальные гарантии участникам специальной военной операции и членам их семей;
– продолжить мониторинг финансового положения муниципальных образований;
– содействовать обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Также сформулированы рекомендации в области образования, здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, сельского хозяйства, ряде других сфер. Дополнительно к своим предложениям мы рекомендуем правительству Приангарья проанализировать замечания областной прокуратуры и контрольно-счётной палаты региона. Там тоже есть что почерпнуть…
Завершилась 19-я сессия ЗС поздравлением её спикера Александра Ведерникова всех депутатов и в нашем лице всех жителей Приангарья с грядущим праздником. Искренне присоединяюсь к его поздравлению и пожеланиям.
С наступающим Новым годом вас, дорогие ангарчане!
Счастья вам, здоровья и благополучия, тепла и уюта в эти такие морозные и такие желанные праздничные дни!
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области