Этот вопрос стал основным в беседе со школьниками, состоявшейся в рамках дискуссионного клуба «Театр и школа», заседание которого прошло в Ангарске уже в четвертый раз. Делегации из девяти школ города собрались в минувшую пятницу, 8 апреля, в бывшем ДК «Бытовик», а ныне – театральном зале детско-юношеского центра «Перспектива», гостеприимно принявшего у себя шумную компанию. Предметом обсуждения на этот раз стала повесть Валентина Распутина «Живи и помни», а освежить впечатление от произведения помогли артисты театра «Новые люди» под руководством Галины Машеевой.
По заведенной традиции, перед тем как приступить к дискуссии, школьники посмотрели инсценировку повести. Юные актеры работали серьезно, ведь режиссер предложила им «смертельно сложный материал», и каждый из них тоже пытался ответить для себя на вопросы, поставленные автором. Дополняли постановку и шли её лейтмотивом народные напевы, записанные в Иркутской области, и колыбельная-оберег нерожденному ребенку Настены.
Обсуждение, последовавшее за спектаклем, четко показало, как далека от современных подростков литература о войне. За редкими исключениями они почти хором заявили, что дезертировавший Андрей Гуськов, успевающий ухватывать куски личного счастья на фоне всеобщего бедствия, – «сильный, настоящий мужчина». Поколение индивидуалистов (ну кто еще мог вырасти на обломках советской империи?), они считают самим собой разумеющимся, что человек, сражавшийся с врагом четыре года и безмерно уставший, может тайком вернуться в родную деревню, где его ждет жена, – «ради любви». Мало кто из ребят обратил внимание на то, что он бил жену до войны и пришел к ней не сразу, а после того, как «по дороге» жил с другой женщиной. Андрей перекладывает на Настёну ответственность за свой поступок и губит в конце концов.
«Новые люди» тоже участвовали в дискуссии. Хотя повесть Валентина Распутина для них не столько программное произведение, сколько предлагаемые обстоятельства, которые нужно было примерить на себя. Может быть, поэтому Алексей Старцев, исполнявший роль Андрея, сумел сделать своего героя обаятельным – в этом возрасте трудно играть неоднозначных персонажей. А Мария Акатьева так вошла в роль Настены, что, как это могла бы сделать ее героиня, обвинила в бесчеловечности государство, которое не позволяет любящим быть вместе.
Жизнь сильнее смерти и разрушения – об этом Распутин говорит во всех своих произведениях, но «в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания» место человека – «с его народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли его, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для его Родины и народа, а стало быть, и для него». Эти слова Виктора Астафьева могли бы стать выводом дискуссии. И пусть точного ответа на вопрос, поставленный в начале разговора, найти так и не удалось, ребята ушли внутренне обогащенными теми размышлениями, в которые они были погружены в течение этих двух с небольшим часов.