Во вторник, 19 апреля, прокурор Ангарска Дмитрий Погудин и его помощник Виталий Курдаван сообщили журналистам о том, чем закончилась прокурорская проверка по «мнимым долгам ЖКХ».
По словам прокурора, по заявлениям граждан, получивших так называемые «13-е платежки» в которых людям выставили дополнительные счета за горячее водоснабжение и отопление, была проведена проверка двух управляющих компаний – «Жилком» и «Агата-сервис».
Все проверенные дома, по словам прокурора, имели общие приборы учета.
– Всего мы проверили 21 дом, – рассказал Дмитрий Погудин. – Жильцам были выставлены дополнительные счета по итогам года. Хотя если брать все дома на этой территории, то в 47 домах по этим же итогам оплата, наоборот, была уменьшена.
С точки зрения законности этих платежей – они были выставлены правомерно. Согласно Жилищному кодексу размер платы за горячую воду и тепло рассчитывается по счетчику или по нормативу. Корректировка платежа может проводиться не чаще, чем раз в год. В данном случае она выполнена с нарушениями.
Так, в 2011 году можно провести корректировку за 2010 год. А некоторым домам выставили счета и за 2009 год.
Второе нарушение состоит в том, что разосланные жильцам письма не являются платежными документами. В них нет указания счета, по которому должна производиться оплата, и расшифровки – из чего состоит сумма платежа. Горячее водоснабжение и отопление должны указываться отдельно. Этого управляющие компании не сделали.
Нельзя выставлять людям для оплаты и «величину перегрева обратных сетей воды». Эти неизбежные убытки несет энергосбытовая компания.
Представления о нарушении закона направлены мною в компании «Агата-сервис» и «Жилком». Компании будут устранять нарушения.
Оплата перерасхода тепла и воды полностью законна, – подчеркнул Дмитрий Погудин. – И хотя суммы с учетом проверки уменьшатся, жильцам все равно придется оплатить реально потребленные тепло и горячую воду. Как получилось, что в одних домах происходит экономия, а в других переплата? Где-то тепло «уходит» из-за того, что дом плохо утеплен. Жильцам нужно требовать со своих управляющих компаний проведения теплосберегающих работ. Но чаще причина переплаты в другом. Приведу пример – в квартире прописаны 2 человека, за горячую воду они платят по нормативу. А фактически живут пятеро. Воды тратится намного больше.
Чтобы соседям не платить по итогам корректировки «за себя и за того парня», нужно ставить свои квартирные счетчики. Ведь «13-е платежки» за горячую воду получили только те жильцы, в квартирах которых счетчиков на воду нет.
Как дополнил помощник прокурора Виталий Курдаван, счетчики не роскошь, а рекомендованная федеральным законодательством мера по энергосбережению.
– До 1 января 2012 года все дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета. Процедура установки счетчика проста – на общем собрании жильцов нужно включить его установку в перечень работ по дому. Установить обязана управляющая компания, а вот оплачивать установку придется жильцам.
Сейчас ведется работа по горячей воде и теплоснабжению, вскоре будет учитываться холодная вода. Также правительство рекомендует установить всем жильцам личные прибора учета. Во-первых, это поможет избежать недоразумений с переплатой, а во-вторых, заставит население экономить ресурсы, как того диктуют требования по энергосбережению.