Среднее звено считается в учительской среде довольно сложным. Это время, когда ребята уже вышли из «пластилинового» возраста начальной школы, где все, что говорит учитель, – аксиома, но еще далеки от сознательности и въедливости старшеклассников, готовящихся к взрослой жизни. Поэтому урок русского языка в 6«в» классе школы №17, куда я направлялась, да еще посвященный такой скучноватой теме, как «Произношение имен числительных», грозил стать шумным, но ничем не примечательным мероприятием, на котором журналист обязан побывать по долгу службы. Однако я не учла тот факт, что это занятие проводила Виктория Семенова, победитель муниципального и областного этапов всероссийского конкурса «Учитель года-2011».
Шестиклашки Виктории Николаевны оказались приветливыми и дисциплинированными ребятами. Даже поглазеть на настоящего журналиста оборачивались совсем недолго: перед ними был гораздо более интересный объект для изучения – по крайней мере, на мой взгляд. Тема урока, выведенная с помощью проектора на экран, который закрыл собой обычную коричневую доску, уже не казалась скучной.
Занятие началось после того, как мальчишки и девчонки, выстроившиеся ровными линеечками между партами, поприветствовали учителя. Озвучив тему урока, Виктория Семенова заявила, что они и рады бы обратиться к ней, да старые грехи не пускают (кстати, пословицы и поговорки звучали во время урока неоднократно). Таким «грехом» оказалась домашняя работа, «качество выполнения которой обнаружило большие проблемы». Новый слайд на экране – «По итогам выполнения домашней работы» – привел примеры цельных сочетаний числительных с существительными, на определение которых и были допущены ошибки.
После подробного разбора обратились наконец к новой теме. И, к моему большому удивлению, вместо выполнения упражнения из учебника, школьники во главе с Викторией Николаевной... вышли в Интернет. Чтобы связать новый материал с весьма актуальной нынче темой «Мой город», зашли на сайт «Россия – великая страна» и отыскали на нем Ангарск.
Далее урок русского языка, ни на йоту не отклонившись от темы, стал, тем не менее, напоминать занятие по краеведению. Виктория Николаевна предложила шестиклассникам прочитать вслух страничку с сайта, с условием, что они правильно произнесут имена числительные, употребленные в тексте. А в статьях подобного рода, как правило, преобладают числовые, статистические данные. Текст из-за них становится сухим, малоинтересным, но, как выяснилось, очень полезным для разбора на уроке русского языка!
Виктория Николаевна предложила ребятам, «как истинным аборигенам» Ангарска, оценить, насколько привлекательным кажется их родной город в сетях всемирной паутины. В режиме онлайн мальчики и девочки убедились, что выглядит он довольно невзрачным (критерий – хотелось бы вам переехать в этот город?). На волне патриотизма ребята решили «исправить эту историческую несправедливость» и, не имея пока возможности править интернет-тексты, создать свой проект из серии «История городов российских», посвященный Ангарску.
Оставшуюся часть урока посвятили обсуждению того важного и интересного о нашем городе, что могли бы рассказать ребята. Как и многие ангарчане (в том числе, к сожалению, и взрослые), они затруднились с ответами. Виктория Семенова вновь обратилась к слайдам, с помощью которых показала ребятам, сколько интересных фактов, еще (или уже?) нам неизвестных, можно найти в летописях Ангарска. Не выходя из класса, они совершили экскурсию по деревянным церквям, возведенным и действовавшим в окрестностях города в то время, когда самого Ангарска еще и в помине не было. А сколько интересного можно сегодня увидеть на улицах города? Например, сколько в Ангарске было фонтанов, какие из них работают по сей день?
Надо сказать, что сведения, предложенные ребятам на занятии, были настолько увлекательными, что я совсем забыла, что нахожусь здесь в качестве журналиста, и вместе с ними погружалась в богатейший и интереснейший исторический материал, собранный о нашем – еще таком молодом! – городе.
Заметьте, от темы урока ребята не отвлекались и во время этого серьезного разговора: у каждого слайда была сопроводительная надпись, которую шестиклашки добросовестно прочитывали, правильно произнося имена числительные. Так, незаметно вышли на темы нового домашнего задания: класс должен подготовить проект «Ангарск с высоты птичьего полета». Открыть неизвестное об известном и интересно рассказать об этом. Причем ребятишкам после недельной работы над ним нужно будет представить проект в двух вариантах: в виде презентации и на бумажном носителе, где информация излагается более подробно. Главным условием задания было употребить в тексте имена числительные, правильно их написав.
Как пояснила после урока Виктория Николаевна, выполнять такого рода работы шестиклассникам не впервой. У них совсем недавно прошел конкурс проектов, где ребята просчитывали преимущества аптечного бизнеса, выясняли, что за воду мы пьем и какие продукты употребляем в пищу. Зачеты как глобальная проверка знаний тоже дело привычное. А уж слайдовые презентации они навострились делать лучше своих педагогов. Увлечение своих учеников компьютерами Виктория Семенова старается направлять на благие цели. «По-другому с ними нельзя, – говорит преподаватель, – для нас сейчас самое главное – не выпасть из времени». А главный секрет своего успеха она и не думает скрывать: «Учить детей вообще очень хорошо. Всех, всяких, а не только отличников с выдающимися способностями. И делать это можно в любой школе. Вот это и есть моя жизнь».