Интернет пестрит жуткими сообщениями о том, что, несмотря на запрет ввоза, во Владивостоке регулярно обнаруживают зараженные радиацией машины. В Москве люди боятся посещать суши-рестораны. Да и вообще, ходят слухи, что есть морскую рыбу, даже консервированную, небезопасно...
Как обстоят дела с отголосками Фукусимы в Ангарске?
Машины с «начинкой»
Среди автолюбителей витают слухи, что зараженные машины в Японии русские перекупщики против всякого закона скупают за копейки... метражом (100 квадратных метров чуть ли не за 1000 долларов). Естественно, перепродавать будут совсем по другой цене. Ведь нужно вывезти, заплатив «на карман» перевозчику и таможням обеих сторон. Да, бывает, что таких ловкачей ловят, – еженедельно около 50 машин с радиоактивной начинкой оседает на таможне Владивостока. А сколько не оседает?!
Умные ангарчане не хотят надеяться на авось. И предпочитают идти своим путем – подальше от радиоактивной заразы. При этом и отечественный автопром у нас по-прежнему не стремятся поддерживать. Люди стали возить машины из... Белоруссии!
Татьяна, ангарчанка, купила машину в Белоруссии:
– После японского «Чернобыля» во Владивостоке ловить нечего. В Ангарске цены на «японки» сильно подскочили. Все хватают машины, как бешеные. Я когда свою старую продавала, не успела даже с номеров снять, ее уже купили!
Планировали взять новую во Владивостоке, но друзья отговорили. Они еще до Фукусимы заказали там машину перегонщику. Но после этой аварии такой хаос начался и так цены на уже ввезенные авто скакнули, что они свои деньги еле назад выцарпали.
И поехали мы за машиной по новому маршруту – в Белоруссию. Там пошлины ниже, чем в России, сборка европейская, левый руль. И, конечно, нет опасности купить машину с радиацией.
Кстати, машина у нашей героини японской марки «Мазда». Но собрана на заводе в Европе. Качество отменное. Без пробега по РФ. Обошлась, конечно, машина дороже, чем во Владивостоке, зато безопаснее.
А как же запчасти? Ведь что на европейскую, что на японскую «Мазду» или «Тойоту» их из Европы не везут. Как выяснилось, и здесь есть лазейки. Китайцы уже давно производят все запчасти к нашим машинам. Японские, конечно, дороже и в разы качественнее. Но, видимо, качеством россиянам придется поступиться ради собственного здоровья. То же касается и резины. Японская б/у теперь не котируется. Уж лучше за эти деньги российская – новая и безопасная. Для привыкших к комфорту плата увеличится – вместо бывшей в употреблении японской приобретают новую европейскую. Не фонит. Но дорого.
Суши с мясом
Японские рестораны в Ангарске имеются. Но явных убытков они не несут. Как объясняют сами работники ресторанов, дело в том, что наш город – не Москва. И меню у нас куда более простое. Ни тебе мраморной говядины по 100 долларов за килограмм, ни других суперизысков. Рыбу и морепродукты у нас закупают на российском Дальнем Востоке. А там, как утверждают во всех центральных СМИ, давно изменены маршруты лова.
Однако для тех, кто опасается, что рыба, в отличие от корабля, по маршруту не ходит, выход один – суши не есть. Или выбирать те роллы, что с мясом (есть, к примеру, с курицей).
Особо осторожные ангарчане буквально через неделю после катастрофы в Японии смели все консервы в металлических банках (они хранятся два года и больше) на оптовом рынке «Сатурн». Продавцы, конечно, умилялись такой запасливости покупателей. Ведь консервированная рыба будет поступать в город с крупных складов и дальше. И произведенная еще в прошлом году (благо, срок хранения большой). Но люди хотят купить сейчас.
Для особо перепуганных любителей рыбы выход один – кушать пресноводную рыбку. А из консервов выбирать шпроты и рыбу от скандинавских производителей. О морской капусте, кальмарах и прочих морепродуктах придется забыть. Надолго. Возможно, на всю жизнь...
Станция с дозиметром
В Усолье ветстанцию уже оснастили дозиметрами по региональной программе. Теперь вся рыба и мясо, попадающие на прилавки, проверяются на уровень радиации. Уже забракована одна партия мяса (удивительно, почему не рыбы?!). И где это бедные свинтусы радиации наелись?
В Ангарске дозиметра на ветстанции пока нет. Возможно, в скором времени появится. Ну а пока из ситуации нужно выходить своими силами. Так, бытовой дозиметр можно приобрести по Интернету по цене от 6900 до 32000 рублей (как утверждает производитель, этот прибор измеряет уровень гамма-излучения) плюс стоимость доставки. Не хотите платить больше? Прибор по этой же цене можно забрать из Иркутска самостоятельно (там есть несколько компаний, торгующих офисным оборудованием и почему-то дозиметрами). Продаются приборы и у нас на АЭХК. Кстати, намного дешевле (стоимость дозиметра – от 5 тысяч рублей). Прибор, как утверждают атомщики, у них официально зарегистрирован и проверен.
С его помощью можно измерить радиацию как в продуктах питания, так и в машине. Москвичи уже давно сделали дозиметр своим другом. Не будем от них отставать!