Пятое заседание дискуссионного клуба «Театр и школа», последнее в этом учебном году, вернулось к тому творческому коллективу, с которого этот проект начинался в декабре. 20 апреля ангарских школьников вновь принимал народный театр «Факел» Дворца культуры «Современник» – пожалуй, единственный в городе, на сцене которого нашло воплощение столько классических произведений, созвучных школьной программе.
Специально для встречи со школьниками актеры «Факела» восстановили несколько сцен из поставленного в 2001 году спектакля по самой известной пьесе Антона Чехова – «Вишневый сад». В «Факеле» этот драматург – один из самых любимых, как, впрочем, и в мире, от чего он не становится менее загадочным. Одна из загадок Антона Павловича и стала предметом диспута. Главный вопрос, на который ребята должны были найти ответ, звучал так: «Вишневый сад» – это «лирическая комедия», как писал Чехов, или трагедия?»
Преподаватель словесности школы №17 Виктория Семенова, которая вела дискуссию, предложила детям обсуждать каждый показанный артистами отрывок отдельно, что подогрело их пыл и привело к неожиданным, контрастным выводам. Посмотрев сцену возвращения в имение, проникнувшись сочувствием к Любови Андреевне, роль которой исполняла Людмила Процик, и Ане (актриса Любовь Вахрушева), большинство ребят заявили, что «Вишневый сад» – глубоко драматичное произведение. Однако детали, на которые обратила внимание ребят Виктория Николаевна (муж Раневской умер от шампанского, Гаев проел свое состояние на леденцах и др.), привели их к мысли, что Чехов просто смеется над своими персонажами. Сцена на пленэре, показывающая общение слуг Раневской, утвердила их в этом мнении.
В результате сложилась пугающая картинка. Единственным реальным персонажем была признана Шарлотта (актриса Инна Черниговская), фокусница без рода и племени, все остальные герои оказались не на своем месте, они просто иллюзия. Но иллюзия, которая мыслит и страдает, играет в настоящую жизнь. Один из выступавших заявил: «Если это – реальная жизнь, то вам не страшно?» Страшно было и оттого, какое будущее ждало этих людей в лице того же Пети, чье кредо: «Я – выше любви». Ведь когда-то пьеса интерпретировалась как отрыв «новых людей» от старого, разрушающегося мира дворянства. Теперь актер театра Артем Симонов, игравший Петю, ясно дал понять: если будущее будут строить такие люди, оно обречено.
В завершение дискуссии стало понятно, что к определенному выводу школьники не пришли. Но интерес к теме и к драматургу был разбужен и, как сказала Виктория Семенова, «точки кипения обозначены». Заключительной точкой стала сцена из другого спектакля – «Дядя Ваня». Ночной разговор Сони (Инна Черниговская) и Елены Сергеевны (Любовь Вахрушева) наглядно продемонстрировал, как гармонично смех и слезы у Чехова могут сочетаться в пределах одной сцены, и доказал, что прием соединения трагедийного и комедийного начал, как в жизни, – один из самых характерных в чеховской драматургии.