Последняя декада апреля стала знаковой для коллектива детского сада общеразвивающего вида №1. И не столько для воспитателей, сколько для родителей, которые водят сюда своих ребятишек. Дело в том, что в это время в дошкольном учреждении традиционно проводятся дни открытых дверей. Но этот год был непохож на предыдущие – изменились образовательные стандарты для дошколят.
Хотя как раз образовательных стандартов в этой области нет и быть не может: сегодня в дошкольном образовании действуют федеральные требования. В них в отличие от стандартов нет такой составляющей, как оценка детских достижений. До этого сады, по сути, перешли на учебную деятельность, приближенную к школе. Результатом этого стало фактическое лишение детей детства. По мнению специалистов, раннее обучение негативно сказывается на психике ребенка и влечет за собой проблемы в школе, гиперактивность и усталость от обучения к шестому классу.
Все изменилось: теперь в дошкольных образовательных учреждениях даже «занятий» не осталось, вместо них – «совместная деятельность взрослых и детей». Воспитатели проводят интегрированные занятия, где ведущей является игровая деятельность воспитанников, как это и должно быть. При этом все необходимые им знания ребятишки получают через игру. Так что они и к школе подготовиться смогут, и «прожить свой возраст» успеют.
Как пояснила заведующая д/у №1 Наталья Белокопытова, это и было целью открытых занятий в учреждении – показать родителям, как по-новому проходит процесс обучения, и рассеять их опасения насчет того, что в садах детей теперь ничему учить не будут. С 19 по 29 апреля здесь прошло 7 занятий для детей всех возрастов. На каждом из них присутствовали не только неравнодушные родители, но и педагогический персонал детского сада. Для них перестройка процесса обучения – серьезное испытание. Готовых методических рекомендаций еще не существует, даже в Ангарском педколледже обучение студентов по новым федеральным требованиям начнется только с первого сентября 2011 года. В подготовке показательных занятий большую помощь оказала воспитателям заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Татьяна Ларионова.
На занятиях в разных видах игровой деятельности у детей формировались знания, умения и навыки из 10 образовательных областей: развитие речи, физическое развитие, нравственное воспитание и др. Так, в подготовительной группе подопечные Ларисы Комоско открывали цветочный магазин, попутно знакомясь с особенностями профессий продавца, флориста, кассира, дизайнера, гончара, с ролью покупателя. Дети из старшей группы подружились с солнечными зайчиками.
Воспитатели средней группы провели со своими ребятами два занятия. Инна Елизова «привела» их на лесную поляну к сторожке и познакомила с дедушкой-лесником, а с Ириной Емельяновой они совершили путешествие по «тропе здоровья» в замок. Самые младшие воспитанники сада (дети 3-4 лет) побывали в сказке, примерив на себя роли лесных зверюшек.
Надо отметить, что если педагоги дошкольного образования вынуждены сейчас идти методом проб и ошибок и им трудно перестроиться на новую систему воспитания, то ребятишкам изменения в образовательном процессе явно пришлись по душе. Теперь они даже домой из садика идут с неохотой.