Ответственная для выпускников школ – будущих абитуриентов пора сдачи единых государственных экзаменов волнует не только самих ребят, но и их родителей. До первых испытаний остаются считанные дни, подготовка к ним выходит на финишную прямую. О некоторых нюансах экзаменационного периода нам рассказала Надежда Чернецкая, доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии ангарского филиала Иркутского государственного университета.
– Надежда Игоревна, с чем непосредственно связан стресс во время выпускных экзаменов?
– Экзаменационный стресс связан с переоценкой ситуации, волнение дает неадекватную оценку собственных сил, знаний. Даже у взрослых такое случается перед каким-то ответственным событием. В одинаковой ситуации оценка сил может меняться от «Я прекрасно подготовлен» до «Я совсем ничего не знаю».
Кроме того, стресс связан еще и с тем, что для большинства детей это самые первые в жизни испытания подобного уровня и, соответственно, самый большой стресс, который они когда-либо испытывали. Причём если в их жизни и были какие-то стрессовые ситуации (болезнь, смерть близких, несчастный случай), то в них от ребенка ничего особо не зависело. Во время же экзамена все зависит от усилий, ума, способностей и выносливости самого школьника. Именно о психоэмоциональной выносливости многие взрослые во время экзаменов напрочь забывают.
– Как родители могут повлиять на уровень подготовки ребёнка и его уверенность перед экзаменами?
– Часто взрослые сами виноваты в повышенной стрессовости школьных экзаменов: они наделяют их повышенной значимостью, связывают с результатами испытаний чуть ли не всю дальнейшую судьбу ребенка, его успех или неуспех в жизни. В результате школьник сдает не просто математику или физику, а своеобразный экзамен на жизнь, где главное не оказаться «лузером».
– Нужно ли взрослым контролировать подготовку к ЕГЭ, помогать школьнику готовиться?
– Одиннадцатиклассники сейчас, как правило, очень сознательные и могут сами реально оценить уровень своей готовности к экзамену, распределить нагрузку при подготовке. Родителям часто кажется, что, если ребёнок занимается не так много, как хотелось бы взрослому, значит, он плохо сдаст экзамен. Но если школьнику подготовка дается легко, не нужно заниматься круглыми сутками.
– Но как родителям понять, что выпускник адекватно оценивает свои силы?
– Прежде всего, есть объективная информация: успеваемость, оценки в школьном журнале и дневнике. Второе – то, что говорит сам ребёнок, ведь если в семье установлен доверительный контакт, то школьник вполне может оценить свои силы и рассказать обо всём родителям.
– Что делать накануне экзаменов? Нужно ли усиленно готовиться в последнюю ночь или лучше всё-таки поспать?
– Накануне учить уже нет смысла. Нужно расслабиться, отдохнуть, выспаться, дать информации улечься в голове. В день экзамена тоже лучше не возвращаться к уже выученному. Хотя повторение успокаивает, смысла от него в нервозной обстановке немного.