Дату 12 мая 2011 года Ангарск культурный отметил в своем календаре красным цветом. В этот день в театральном зале Дворца культуры нефтехимиков состоялась премьера культовой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда».
Постановки этого великого произведения, сделанные профессиональными театрами России, можно пересчитать по пальцам. Иркутск – один из немногих городов, где версия рок-оперы Музыкального театра имени Николая Загурского с неизменным успехом идет уже четырнадцатый сезон. Тем больше ответственности ложилось на плечи руководителя вокальной студии «Ретро» ДК нефтехимиков Елены Лелюк, когда она решилась на эту постановку.
Работа над ней в Ангарске началась с осени прошлого года. Тогда никто не предполагал, во что это может вылиться. Для участия в международном конкурсе вокалистов в Санкт-Петербурге солист студии Сергей Игумнов попросил Елену Петровну разучить с ним арию Иуды «Небом головы полны» (в оригинальной версии она начинает рок-оперу). Как говорит сам исполнитель, опера оставила свой след в его душе еще в школе, на уроке музыки, когда он был далеким от этого увлечения человеком.
Будоражащая душу энергетика этого произведения не давала покоя Елене Лелюк. В результате им «заболели» не только участники студии «Ретро», но и солистки ансамбля «Элегия». А еще немного времени спустя большинство творческих коллективов дворца и его работников были вовлечены в лихорадочную работу по воплощению шальной идеи.
Первые результаты были представлены во время «Рождественского ревю» в начале этого года. А в феврале фрагментам из рок-оперы было полностью отдано второе отделение юбилейного концерта студии «Ретро». Зрители тогда выходили из зала удивленные смелостью Елены Лелюк и профессионализмом исполнителей. Поэтому и в день премьеры зрительный зал был полон.
Разворачивающееся на сцене повествование о трех последних днях Иисуса Христа на земле не могло не захватить публику. Конечно, в чем-то солисты дворца проигрывали артистам музыкальных театров, по-другому и быть не могло. Но зато здесь в избытке было искренности и горячего желания освоить этот сложнейший материал – того, чем иногда позволяют себе пренебрегать профессиональные исполнители, изображая одни и те же чувства в сотый раз. От вокалистов не отставали артисты хореографических ансамблей «Сюрприз» и «Багульник» и цирковой студии «Шари-вари», которые сыграли калек, стражников, свиту царя Ирода и торговцев.
Для постановки была взята первая русскоязычная версия рок-оперы, сделанная Ярославом Кеслером еще в 70-х годах прошлого века (сегодня она лежит в основе спектакля «Иисус Христос – суперзвезда» Московского театра имени Моссовета).
Несколько партий в спектакле пели приглашенные исполнители. Среди них хорошо известный почитателям ангарского рока Сергей Лузин, сыгравший первосвященника Савла. Очень убедительным был Понтий Пилат в исполнении Артема Бочкарева. Впервые в роли Марии Магдалины выступила солистка студии «Ретро» Елена Шевченко. Вновь приехал из Санкт-Петербурга бывший студиец Александр Малахов, которому доверили партию Иисуса. Но главным героем постановки остается Иуда, который в исполнении Сергея Игумнова становится таким же мучеником, как Христос. «Предатель всех времен и народов» показан авторами рок-оперы как человек сомневающийся – впрочем, как и сам Иисус. А как много людей, не задумываясь, равнодушно предают своих друзей, как те же апостолы из спектакля!
«Иисус Христос – суперзвезда» поднимает серьезные вопросы, от которых веками отворачивались оскопленные церковными шаблонами люди. Один из них – «Простит ли он?», – заданный Пилатом в финале, делает его открытым и обращен ко всем нам. Елена Лелюк рассказала, что во время работы над спектаклем энергетика этой великой музыки действовала на его участников как катализатор. Но точно так же она действует и на зрителей, заставляя вновь и вновь возвращаться к ней, задумываться и меняться.