Собирать иконы ангарчанин Александр Шумилов начал в прошлом году, сейчас в его коллекции 12 образов, один из них был написан в конце XVIII века. По стилистическим особенностям Александр отнес икону к византийской школе живописи, однако коллекционеру потребовалось более авторитетное мнение. Поэтому он отправился в поселок Кутулик к настоятелю храма Святого Иоанна Предтечи священнику Андрею.
– На иконе было много утрат (несохранившихся мест, повреждений), поэтому мы никак не могли прочитать титлы, то есть подписи над святыми, изображенными на лике. Но едва я занес икону в храм Святого Иоанна Предтечи, как они тут же проступили, и стало ясно, что святых именовали Фрол и Лавр. Также на ней были изображены патриарх Модест и священномученик Власий. Кстати, священник Андрей, а затем и работники Третьяковской галереи подтвердили мои догадки. Икона действительно относилась к византийской школе иконописи и была написана в Петербурге, – рассказывает Александр Шумилов.
Необычный предмет искусства коллекционер решил отправить на реставрацию в Москву, но приятель, который пообещал доставить икону в столицу, вдруг отказался взять ценность с собой. Как оказалось, боялся не зря: в день прилета в аэропорту Домодедово произошел теракт. Тогда Шумилов решил отправить икону по почте. Но на почтовом складе в Иркутске случился пожар. К счастью, икону все же успели переслать в Москву. «Вот и не верь после этого в сверхъестественное», – разводит руками Александр.
И тут коллекционеру икон повезло: настоящего мастера, который умело сочетает высокое качество восстановления и бережное отношение к авторской живописи, он нашел в Ангарске. Конечно, поиск специалиста – задача не из легких даже в крупном городе. И вообще, выбор реставратора икон похож на выбор хирурга: ошибиться нельзя. Поиском реставратора Александр Шумилов озадачился сразу, как только приобрел первый лик. Спросить было не у кого. Круг людей, собирающих эти предметы искусства, в Иркутской области очень ограничен. Опытного специалиста, который не исказит и не испортит древность, Александру посоветовали работники Ангарского художественного центра. Так состоялось знакомство собирателя икон Александра Шумилова и живописца Михаила Кузнецова. Искусству возвращения иконе первоначального вида Михаил обучился в реставрационном центре имени Грабаря, где «набивал руку» после окончания Иркутского художественного училища. Во время стажировки художник понял, что восстановительное вмешательство должно быть очень деликатным.
– Главный принцип реставратора – не навреди! Ведь, чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав грунта, ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и многое другое. Выяснить все это может только специалист после проведения ряда исследований. Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону, – объясняет сложность и трудоемкость процесса реставрации Михаил Кузнецов.
Сейчас художник предотвращает разрушение уже второй иконы из коллекции Александра Шумилова. Автор этого образа писал сразу на основу, предварительно не наклеив на деревянную доску паволоку (т.е. ткань), отчего спустя века краска начала осыпаться. Для сохранения красочного слоя Михаил Кузнецов целую неделю покрывал икону специальным клеем, получаемым из плавательных пузырей и плавников рыб осетровых пород. Сверху накладывал папиросную бумагу и после этого водил по образу горячим утюгом. Теперь под каждую утрату Михаил будет наносить левкас, то есть грунт на основе алебастра, а затем приступит к тонировке красочного слоя. Опытный реставратор восполняет утраченные фрагменты первоначальной живописи достаточно близко к оригиналу. Раньше, когда завершали работу над иконой, ее покрывали олифой. Лет через тридцать она начинала темнеть, а лет через сто под слоем олифы невозможно было рассмотреть изображение. Поэтому многие лики с течением времени попросту поновлялись: иконописец писал сверху новый образ, подражая изначальному, но не копируя его точно. Современным реставраторам попадались иконы с восемью (!) слоями живописи.
Необычное для Ангарска хобби Александра Шумилова послужило серьезным стимулом к его самосовершенствованию. Он хочет быть не просто любителем, а профессиональным знатоком, специалистом по иконам. Он прочел множество книг по этому вопросу и уже немало знает о предмете своего увлечения. По словам Александра Шумилова, до XVIII века писали на Руси чаще всего темперой, т.е. красками природного происхождения, чаще всего эмульсией из воды и яичного желтка, однако встречались и более причудливые рецепты.
– Например, древние иконописцы советовали поймать ящерицу желтого цвета, поместить ее в кувшин с ртутью, поставить в печь и готовить до тех пор, пока ртуть не приобретет цвет ящерицы. Таким образом «писать будет аки золотом», – рассказывает Александр рецепт приготовления золотой краски, который он почерпнул в специальной литературе.
В недалеком будущем Александр Шумилов планирует поступить на факультет религиоведения Иркутского государственного университета, а также приступить к дистанционному обучению в институте «Гелос» по специальности «Искусствоведение и экспертиза антиквариата». Кроме того, в ближайших планах собирателя произведений искусства поездка по деревням Иркутской области и Красноярского края. Шумилов намеревается пополнить коллекцию, а заодно выяснить, какой святой был наиболее почитаемым в нашей местности. По собственному признанию Александра Шумилова, коллекционирование икон для него – это не выгодное вложение денег, а способ сохранить культурное наследие нашего народа, которое благодаря труду реставраторов будет передаваться из поколения в поколение. Ведь ни одна икона не дороже покаянной слезы, упавшей перед ней.
Дина Бородина