3 марта в дискуссионном клубе “Вторая столица” состоялась пресс-конференция с участием начальника управления образования администрации АМО Натальи Белоус и координатора работы по ЕГЭ главного специалиста управления образования Виктории Фирстовой. Тема разговора с журналистами была, ввиду непреклонно приближающейся экзаменационной поры, весьма актуальной – “ЕГЭ: вопросы организации, проведения и подготовки”, тем более что в этом году процедура экзамена имеет особенности по сравнению с 2009 годом.
Единый государственный экзамен уже стал традиционной формой для проведения итоговой аттестации за курс полного среднего общего образования. Так же, как и в прошлом году, в рамках процедуры ЕГЭ обязательными являются два предмета – русский язык и математика. Кроме обязательных предметов, есть предметы по выбору, количество которых не ограничено.
Наталья Николаевна рассказала, что, согласно Положению о проведении ЕГЭ, до 1 марта в управлении образования была сформирована база данных по выпускникам 11 классов. Учащиеся, которые собираются проходить аттестацию в формате ЕГЭ (в Ангарском муниципальном образовании их всего 1489 человек), написали заявления, в которых указали, какие предметы они выбрали. База данных также содержит информацию о выпускниках прошлых лет (204 человека), которые в этом году вновь хотят пройти экзаменационные испытания: кто-то – чтобы получить свидетельство о прохождении ЕГЭ в первый раз, другие – чтобы улучшить прошлогодний результат и перейти с коммерческой основы обучения в вузе на бюджетную. Те, кто хотел бы сдавать ЕГЭ, но в число зарегистрированных на данный момент не попал, могут поучаствовать в так называемой “второй волне”, которая будет проходить в более поздние сроки, чем основная, и уже на базе выбранного для поступления вуза. Они должны подать заявления в выбранные высшие учебные заведения до 5 июля. Обладатели свидетельства о сдаче ЕГЭ подают документы для поступления в вузы до 25 июля.
В этом году при поступлении действуют некоторые ограничения, которые позволят избежать ошибок прошлого года, когда дети подавали документы одновременно в большое число вузов. По новым правилам абитуриенты могут подать заявления не более, чем в пять вузов и не более, чем на три специальности. На данный момент Министерством образования утверждены два приказа – Перечень вступительных испытаний и Порядок приема граждан в вузы. Большинство вузов принимает вступительный экзамен по результатам ЕГЭ, но есть и такие, которым распоряжением Правительства РФ разрешено проводить дополнительные вступительные испытания по тем предметам, по которым сдавался единый госэкзамен (ведущие высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда). В декабре прошлого года утвержден также перечень специальностей, по которым будет проводиться творческий вступительный экзамен: журналистика, физическая культура, архитектура и изобразительное искусство.
Нововведения коснулись и содержания контрольно-измерительных материалов. Значительные изменения претерпели экзаменационные задания по математике. Из контрольно-измерительных материалов полностью исключена “Часть А”, которая предполагала выбор ответов на заданные вопросы – по мнению сторонников исключения, слишком примитивных.
Тренировочные версии по всем предметам в формате ЕГЭ размещены на соответствующих сайтах (их адреса: официальный информационный портал ЕГЭ – www.ege.edu.ru и Федеральный институт педагогических измерений – www.fipi.ru). Наталья Белоус призвала всех выпускников заходить на эти сайты и тренироваться, выполняя задания: настоящий экзамен будет основываться на одной из демо-версий. Многое, по мнению Натальи Николаевны, зависит и от родителей: они должны помочь своим детям, проконтролировать их занятия. Одновременно в этом будет заключаться и психологическая поддержка с их стороны.
Думают о психологической составляющей экзамена и в управлении образования. Именно для этого ранней весной проводится тренировочная процедура ЕГЭ. В этом году она запланирована на 27 марта – специально выбран выходной и каникулярный день, чтобы максимально на всех этапах задействовать родителей выпускников – от выдачи материалов школам до их сбора в аудиториях. Это делается для исключения возможных негативных последствий во время проведения настоящей процедуры. А дети, потренировавшись в очередной раз заполнять экзаменационные бланки, допустят в будущем меньше ошибок: ведь поставленная не на свое место галочка здесь может стать судьбоносной.
На данный момент известно, что итоговая аттестация в этом году будет проходить с 27 мая по 21 июня. Сейчас идет работа по распределению всех выпускников по пунктам приема ЕГЭ. До 10 мая всем, кто зарегистрирован в базе ЕГЭ, нужно получить пропуск, в котором будет информация о процедуре проведения ЕГЭ, месте и времени проведения экзамена, а также перечислены права и обязанности экзаменующегося.
Представители управления образования заметили, что не все учащиеся определились с выбором будущего места учебы. Об этом свидетельствует то, что некоторые выбрали для сдачи в формате ЕГЭ по 6 (35 выпускников), 7 (6) и 8 (5 человек) предметов. Рейтинг предметов по выбору тоже не внушает радужных надежд: более 500 учащихся выбрали обществознание, около 400 – историю России (оба предмета на территории региона сдают с традиционно низким результатом), 385 человек – физику, единицы будут сдавать географию, немецкий и французский языки.
Как и в прошлом году, дети с ограниченными возможностями здоровья при наличии справки от врача могут проходить итоговую аттестацию в “щадящей” или традиционной форме. Но в последнем случае ребенок может не поступить в вуз, так как у него не будет свидетельства о сдаче ЕГЭ.
Аттестация девятиклассников также будет проходить по технологии ЕГЭ с помощью независимых экспертов, хотя в стенах родных для экзаменующихся школ. Если результат такого экзамена будет неудовлетворительным, выпускники 9 классов имеют возможность пересдать его в традиционной форме, выполнив контрольные работы по русскому языку и математике. У одиннадцатиклассников таких преимуществ не будет. Они имеют право пересдать только один из обязательных предметов в формате ЕГЭ. Если у выпускника два “неуда”, он выходит из школы со справкой. В 2009 году в АМО таких учащихся было 46 человек, или 4 процента (в регионе – 6 процентов). Многие из них сейчас обучаются предметам, по которым “провалились”, в сменной школе №7 и вновь готовятся к ЕГЭ. Так что свое право получить аттестат они могут реализовать.
Надо сказать, что единый государственный экзамен – серьезное испытание не только для учащихся, но и для учителей, которые присутствуют на экзамене, но имеют право подойти к ученику только при приеме от него готовой работы. Тренировка, в том числе и психологическая, нужна и им. Груз их ответственности огромен. На каждом экзамене присутствуют члены службы по надзору и контролю и общественные наблюдатели. При малейшем нарушении идет речь об аннулировании результатов ученика. Заполненные учениками бланки, каждый из которых подписан шифром, собираются воедино и проверяются только в Москве.
Кому-то может показаться, что процедура проведения ЕГЭ слишком сложная, но все эти сложности приводят в итоге к объективности. Высокий результат вполне доступен при тщательной подготовке, спокойствии и внимательности на экзамене. Наши выпускники приближаются к финишной прямой – пожелаем им удачи.