В выходные половина города праздновала 60-летний юбилей Ангарска. Другая же половина была занята хоть и не хлебом, но овощем насущным. Дача для многих – святое. А вопрос, как добраться до родного огорода – первостепенный. В этом году проезд до садоводств вызывает у людей волну негатива. То остановки автобусов по городу хотели отменить, то транспорт не может забрать всех желающих, то автобусы вообще не выходят в рейс.
Люди пишут письма и несут их в редакции газет. Перевозчики обижаются и... тоже пишут. Кто же виноват в бедах с дачными перевозками на самом деле, мы решили выяснить экспериментальным путем.
Версия первая: крепкий и здоровый сон
Утром 30 мая, в 9.20, на автостанции выстроилась приличная очередь. Люди ждали автобус №105 «Ангарск – Савватеевка», по маршруту следования которого расположено множество садоводств. В 9.25 автобус, стоявший неподалеку, подошел к остановке. Да здравствует здоровый образ жизни! Меньше чем за минуту около 30 пожилых дачников со скарбом влетели в три открытые двери автобуса. Он тут же тронулся.
Мы проследовали за ним, предполагая, что двигаться он будет медленно. Жестоко ошиблись. Автобус летел стрелой до самой швейной фабрики, где в первый раз остановился. Пассажиры в дачной экипировке и здесь оказались резвыми – заскочили в салон мухой. Далее автобус двинулся по привычному маршруту: остановившись в 29 микрорайоне и далее в 12-м. В «квартале» остановок было несколько. Народ сел на «Енисейской», «Ярославне», «Блинной». Последний пункт – на «Магистральном». К слову, по ходу путешествия автобус опускался все ниже (сказалась нагрузка – пассажиры и садовый инвентарь). Но все остановки были соблюдены.
К сожалению, буквально через два часа ситуация изменилась в худшую сторону. К 11 часам автостанция переполнилась желающими уехать, а на «Блинной» и «Ермаке» скопились толпы людей, из-за того что пара перегруженных автобусов прошла мимо. Вывод прост: кто рано встает, тому и на дачу легче уехать. Но только ли крепкий сон виноват в бедствиях дачников?!
Версия вторая: автобусная «смертность»
Перевозчики из года в год не устают повторять, что автобусы часто ломаются. Их мало, а потому в тех, которые все еще выходят на маршрут, страшная давка. По этой же причине переполненный транспорт не останавливается на последних городских остановках – в основном в «квартале».
Знакомиться с автобусами идем к перевозчику в Автоколонну 1948. Генеральный директор предприятия Сергей Шарков провожает журналистов в гараж – тут на приколе в ожидании ремонта стоят 120-местные ЛиАЗы. Рядом с гаражом дежурят два грузовика «Урал». Они доставляют сломавшиеся автобусы с пригородных маршрутов в бокс. За день – несколько выездов.
Сергей Шарков рассказывает, что этот транспорт достался автоколонне в наследство еще с советских времен. И «смертность» среди автобусов высокая. В прошлом году 20 машин из имеющихся 100 списали и сдали на металлолом как не подлежащие восстановлению. Оставшиеся 80 машин регулярно латают. Что ломается? По словам механиков, чаще всего вылетают дорогущие коробки передач, страдает ходовая часть, пробиваются бензобаки. Причина – плохие дороги.
Перед нами – автобус-рекордсмен. У бедняги уже восьмая дыра в баке (виноваты камни). По дороге на Стеклянку вылилось 40 литров бензина. Бак похож на заваренное решето, но машина выходит в рейс – людям нужно ездить на огороды.
Из-за поломок руководство колонны действительно запрещает водителям перегружать транспорт. Положено 120 человек (сидя и стоя), значит, не нужно набивать в салон 200. Лучше от этого никому не будет – транспорт просто сломается по дороге, и до дачи придется топать пешком. Так что перегруженный автобус на положенной остановке может не остановиться.
Версия третья: коммерческая выгода
Что делать в таком случае пассажирам? По идее, перевозчик должен отправить резервный автобус и забрать людей. Но бывает ли так на самом деле? Сергей Шарков не скрывая говорит, что подобное – редкость. У автоколонны все дачные автобусы расписаны по маршрутам. Их и так не хватает. Изредка, чтобы избежать конфликтных ситуаций, снимают транспорт с городских маршрутов. Но это единичные случаи. Потому как гробить на сельских дорогах новые КАвЗы, купленные на свои деньги для перевозки пассажиров в городе, руководство автоколонны не собирается.
Заставить нельзя. У нас демократия. Уговорить можно. Но для этого нужны деньги. Их автоколонне за дачные перевозки выделяют, но так мало, что эти перевозки убыточны. За один месяц, как гласит статистика предприятия, накоплено 2,5 миллиона долгов за ГСМ и 2,5 миллиона за запчасти. 95 процентов пассажиров – льготники. За их проезд платит государство из расчета 10 поездок в месяц (5 в одну сторону, 5 – в другую). Остальные 25 дней человек ездит «за спасибо».
Выход ищут уже несколько лет: то отметки о поездках в билетах ставили, то доплачивать предлагали. Но в этом году от репрессивных мер отказались. Пошли другим путем – сократили количество остановок и рейсов. Так что смотреть вслед перегруженному автобусу, проехавшему мимо остановки, ангарчанам в этом году приходится частенько.
Версия четвертая: безразличие администрации
Помочь перевозчикам и пассажирам может администрация. Кстати, именно ее отдел составляет расписание автобусов, которому обязан следовать перевозчик. Но, по словам Сергея Шаркова, помощи в решении финансовых проблем, в выделении дотаций или хотя бы в проведении ремонта дорог нет. Причем это касается не только районной администрации (часть дорог находится в ее ведении), но и федеральных структур, отвечающих за ту же дорогу на Савватеевку. Чем хуже дороги – тем меньше трудоспособных автобусов. Тем некомфортнее гражданам. Тем меньше рейсов.
Может администрация помочь и нематериально. Нужно только открыть глаза на проблемы людей и увидеть, кому нужна помощь. Жители Юго-Западного района кричат в газетах о том, что не могут сесть в автобусы? Так пустите несколько автобусов без остановок в городе! Они будут забирать только микрорайоны и «квартал», ведь жителям этих районов куда дольше в случае чего добираться до автостанции, чем городским! Но нет. В итоге старики из «квартала» наматывают, кроме дороги на дачу, еще несколько лишних километров по городу, теряя час времени и деньги.
А если...
Автоколонна Сергея Шаркова заключила контракт с администрацией на перевозку льготников на 5 лет. Однако, по его словам, контракт может быть разорван предприятием раньше. Цены на бензин выросли уже на 50 процентов, а дотация из года в год одна и та же.
Убытки не дают частному предприятию платить достойную зарплату водителям и кондукторам, содержать и ремонтировать автобусы. Раз власти всех уровней навстречу не идут, перевозки придется сворачивать.
Тогда у ангарчан будет два способа добраться до своего огорода: либо пешком, либо на маршрутке. Удобной и новой. Но без всяких льгот – по рыночной стоимости.