С недавних пор коридоры абонемента Центральной городской библиотеки превратились в своеобразный выставочный зал. Здесь на стенах появились фотографии, одного взгляда на которые достаточно, чтобы понять: у их автора – большое будущее. Работники и читатели библиотеки в восторге от подобного нововведения, не оставили равнодушными эти фотоработы и нас.
Их автор – ангарчанин Александр Росляков. Он студент дипломного курса Иркутского художественного училища, постигает мастерство керамиста на отделении декоративно-прикладного искусства. Александр признается, что желание фотографировать было у него всегда, а возможность заняться фотографией появилась, когда заканчивал первый курс, с приобретением цифрового фотоаппарата. Через год у него появилась полупрофессиональная камера, и уже в ноябре 2007 года в Иркутске состоялась первая персональная выставка фотографий Александра Рослякова. Она называлась «За горизонтом все параллели сходятся». Кроме того, наш герой является постоянным участником традиционной январской выставки «Татьянин день» в Иркутском художественном училище, где все желающие могут представить плоды своего творчества. На сегодняшний день одна из работ Саши находится в экспозиции первой передвижной выставки Иркутского фотографического общества, открывшейся 9 февраля, а сам он с 16 февраля 2010 года является членом этого союза фотографов-профессионалов.
Выставка в помещении абонемента Центральной городской библиотеки – первая для Александра Рослякова в Ангарске. Здесь представлено около десятка работ молодого фотохудожника. Есть здесь случайные снимки, есть постановочные, в которых автор играет с цветом и пространством («Другие»), но большая часть фотографий сделана благодаря желанию остановить прекрасное мгновение, замеченное внимательным глазом художника. Если фотокамера Александра замирает перед очередным удивительным созданием природы («Arachna», «Утром»), то получаются фотографии с философским подтекстом. Зачастую его привлекают предметы и ситуации, которые способны заинтересовать только настоящего художника, даже если в его руках не кисти, а фотоаппарат. Например, работа «День из прошлого», которая превратилась в стилизацию 50-60-х годов прошлого века, и «Laterna magica», один из объектов которой – скромный фонарь из коридора иркутского СИЗО – освещал дорогу на расстрел Александру Колчаку, а второй (керосиновая лампа) участвовал в традиционном посвящении в студенты в художественном училище. Сашины фотоработы максимально естественны, поскольку автор не любит прибегать к помощи графических программ, а в фотографии больше всего ценит живость и свежесть.
Несмотря на юный возраст, Александр не прочь пофилософствовать на тему фотографии. По его словам, это хороший способ вновь открыть изначальное видение мира людям, которые живут в бешеном городском ритме, в постоянной погоне за чем-то, часто не замечая, что удивительное рядом. Быть фотографом – значит относиться к миру по-особому, фотография – это «фильтр» человеческого видения. Реальность, проходя сквозь линзы объектива, проходит и через фотографа, приобретая тем самым другую ипостась. Фотографию можно назвать «седьмым» чувством. Мы видим, слышим, пробуем, осязаем окружающее, но зачастую нам не хватает чувств, чтобы целиком воспринять, понять мир, себя, людей. Можно рассказать другому человеку о своих ощущениях, но есть способ донести их в визуальной форме. Нельзя увидеть мир чужими глазами, но есть возможность посмотреть на него через объектив, ведь фотография – это тот же отпечаток на сетчатке глаза. Глядя на нее, мы соприкасаемся с внутренним миром фотохудожника.
А мы можем смело сказать, что отныне гильдия фотохудожников Ангарска пополнилась еще одним именем. Мир Александра Рослякова начал раскрываться нам в здании абонемента Центральной городской библиотеки.