Недавно в отделе искусств Центральной городской библиотеки открылась выставка художественных работ одной из читательниц – Эвелины Морозовой. Внимание посетителей привлекают яркие акварели с простыми сюжетами: пальмы и океан, египетские пирамиды среди песков, красно-желтый троллейбус, целая коллекция овощных и цветочно-ягодных натюрмортов. И рядом – карандашные работы с настольной утварью, фруктами и тщательно вырисованными складками ткани. Такие часто можно увидеть в папках учеников художественных школ.
В этом году Эвелина Морозова, несмотря на свои 83 года, действительно стала ученицей художника. Три месяца, не пропустив ни одного занятия, она посещала студию ангарского художника-педагога Сергея Атавина. По словам Эвелины Петровны, идею пойти учиться рисовать ей подсказала дочь – пианистка Наталья Морозова (хорошо известная завсегдатаям отдела искусств организатор концертов живой музыки для членов библиотечных клубов по интересам). Она и познакомила мать с Сергеем.
Рисовать Эвелина Петровна любила всегда, сколько себя помнит. Другое дело, что возможностей у нее для этого было мало. Ее школьные годы в Киренске пришлись на военное время, когда о цветных карандашах можно было только мечтать. Хотя и мечтать тогда времени не было. Надо было выживать.
Свою жизнь Эвелина Морозова прочно связала с химией, которая нужна была поднимающейся из разрухи стране. Окончила химический факультет Иркутского государственного университета имени Жданова. По распределению попала в строящийся Ангарск, в котором живет с 1 августа 1950 года.
На ее глазах строились кварталы и микрорайоны города. Она участвовала в запуске газового завода Ангарской нефтехимической компании и азотно-тукового завода, работу центральной лаборатории которого должна была организовать. Окончила марксистско-ленинские курсы пропагандистов в Ленинграде, несколько раз ездила на повышение квалификации. Для рисования времени не находилось. Хотя во время поездок Эвелина Морозова с удовольствием посещала художественные музеи и выставки картин (в том числе и столичные), интересовалась не только живописью, но и музыкой.
Рисовать она начала... в 68 лет. Для внучки Кати. Эти листки сохранились, их тоже можно увидеть на выставке, перелистав клеенчатую папку. Познавать мир девочке помогали разноцветные бабушкины петухи и райские птицы, обитатели лесов и пустынь, озер и морей. Уже по этим рисункам видно, что их автор обладает незаурядным талантом. Который, вооружившись девизом «Учиться никогда не поздно!», Эвелина Петровна решилась развивать спустя 15 лет после «пробы пера».
И сразу же убедилась, что, кроме чисто духовного удовлетворения, от рисования можно получать и вполне ощутимую, жизненно важную пользу.
– Мне просто надоело болеть, – делится Эвелина Петровна. – Когда сидишь дома, болезни начинают одолевать, даже прибраться толком не можешь. Общения мало: я не люблю судачить на лавочках, с подругами разговариваю только по телефону – возраст не тот, чтоб встречаться, все болеют. Жизнь сама подсказала выход. Рисование успокаивает, хотя это тоже труд, и нелегкий. Но, взяв в руки карандаш, отвлекаешься, перестаешь думать о болячках. Даже гипертония отступает. Рисуешь – и получаешь от этого удовольствие. Я и краски хорошо чувствую. Хочу на следующий год пройти еще курсы живописи.
Теперь Эвелина Петровна не представляет своей жизни без рисования. Дома, в серванте за стеклом, стоит ее самая удачная на сегодняшний день работа – натюрморт с бутылкой, грушей и гроздью винограда. Он еще хранит следы карандаша преподавателя, придавшего объем ножу с разрисованной ручкой. Но от него до живописной картины остается только один шаг.