Это происходило 13 марта на сцене Дворца культуры нефтехимиков. Сюда Иркутский областной музыкальный театр им. Николая Загурского привез один из своих спектаклей – водевиль «Коммуна «Любовь», в основе которого лежит пьеса Валентина Катаева «Квадратура круга».
Музыканты в оркестровой яме настроили свои инструменты, отзвучала увертюра, и первым, что бросилось в глаза зрителям, стали кумачовые полотнища с лозунгами в духе 20-х годов прошлого столетия, натянутые на металлических арочных конструкциях, окружающих холостяцкую комнату в коммунальной квартире. «Товарищи люди, на пол не плюйте!», «Курить бросим – яд в папиросе!», «Долой безобразников по женской линии. Парней-жеребцов зажмем в дисциплине!» – эти фразы вслед за оформлением сцены задавали тон спектаклю: здесь и насмешка над наивностью и свежестью того времени, полного надежд на светлую будущность и уверенности в собственных силах, и тоска по его бешеной энергетике и энтузиазму, невозможным в наши дни.
Когда перед зрителями появляются с периной романтик Вася (артист Евгений Алёшин) и хохлушка-хохотушка Людмилочка (Евгения Калашникова), только что из загса, а вслед за ними – активистка Кузнецова (Александра Гаращук) с двумя стопками книг и ее новоиспеченный супруг Абрам (Арсен Митичашвили), которым предстоит поселиться в одной комнате, и на сцене начинается жонглирование искрящимися сатирой фразами Валентина Катаева, зрители понимают, что это самая настоящая комедия положений, перенесенная в раннесоветскую действительность. В то самое время, когда любое бытовое удобство, вплоть до вилок и ложек на столе, считалось «мещанством», прогрессивная молодежь училась новой жизни по книгам, а лучшей базой для того, чтобы стать «красными супругами», являлись «пролетарское происхождение, единая идеологическая платформа и рабочий контакт». Но вскоре «теория и практика расходятся». Каждый из героев с ужасом понимает, что влюблен в соседскую «половинку», но при этом твердо знает, что «заниматься построением личного счастья на базе несчастья товарищей по идеологической борьбе принципиально неэтично», и готов пожертвовать своими чувствами. Вдоволь намучившись и заставив изрядно повеселиться зрителей, они с легкой руки мудрого товарища Флавия (игра народного артиста РФ Владимира Яковлева великолепна и требует отдельной публикации) обретают наконец свое счастье, каждый рядом с любимым человеком. И зрители вместе с артистами снова понимают, что при любой идеологической платформе нужно следовать зову сердца, другой формулы семейного счастья не существует.
Мария Отрадина Фото автора