Лето – жаркая пора для автомобилистов. Еще бы! На автострады «выползают» из зимней спячки «братья меньшие» – велосипедисты. И едут себе тихонько. Кто-то как положено, а кто-то как бог на душу положит...
Автовладельцы нервничают. А что еще делать, если впереди посреди дороги (так некоторые воспринимают «крайнюю правую») едет дедуля на видавшей виды «Каме»?! Посигналить ему – вдруг бедняга со страху на проезжую часть завалится...
Однако часто водители ведут себя агрессивно по отношению к соблюдающим правила велосипедистам безo всякой на то причины. Пример тому – история Артема Н. 1 июня он (сам, между прочим, тоже водитель) ехал по родному Ангарску на велосипеде. А что? Лето, здоровый образ жизни...
В 16.30 наш герой оказался у перекрестка улиц Московской и Ленина, как положено, двигался по крайней правой и встал на красный сигнал светофора перед поворотом с Московской на Ленина. Впереди уже стоял автомобиль «Ниссан» c антенной такси. На зеленый сигнал светофора таксист тронулся. И, несмотря на то, что не включил поворотник, начал поворачивать направо. Фактически прямо на велосипедиста.
Артем, слегка ошалев от такого маневра, сделал товарищу по движению замечание. Мол, для чего поворотник-то у тебя создан?!
И дальше поехал, наивный. Но таксист за свой поворотник разобиделся. И вместо того чтобы наконец-то после стольких мучений повернуть, догнал велосипедиста и «поцеловал» его... в зад. Ну в смысле, в заднее колесо.
Артем вылетел из седла и, по его словам, почти 5 метров летел над дорогой. Машина же, переехав через заднее колесо велосипеда, продолжила путь как ни в чем не бывало.
Из вставшего на остановке трамвая вышли люди. Некоторые из них кинулись оказывать велосипедисту помощь. А он тем временем сообщил в полицию о том, что на него совершен наезд.
Помог поймать лихача велосипедист, стоявший у светофора за задним бампером авто, – он запомнил его номер. Не прошло и часа, как водитель «Ниссана» был пойман и доставлен в дежурной машине на место происшествия. Там он сознался в столкновении с велосипедистом.
Согласно постановлению ГИБДД именно водитель «Ниссана» признан виновником ДТП. Однако в возбуждении дела об административном правонарушении велосипедисту отказали. Данное дорожно-транспортное происшествие было классифицировано не как наезд на потерпевшего, а как столкновение двух транспортных средств. То есть фактически велосипед был приравнен к машине. Но если за ремонт авто в случае ДТП по вине другой машины заплатит страховая компания, то кто должен оплатить ремонт велосипеда? Естественно, сам владелец.
Самое интересное, что согласно Правилам дорожного движения велосипеды далеко не всегда являются транспортным средством. Так, если велосипедист собирается переехать через дорогу, он может воспользоваться пешеходным переходом, слезть с велосипеда и вести его рядом с собой. В этом случае он становится пешеходом. И столкнись с ним водитель машины, эти действия будут классифицироваться однозначно как наезд.
Если же велосипедист движется, то он (опять же по Правилам дорожного движения) управляет транспортным средством. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Артему было предложено обратиться в мировой суд и взыскать с виновника ДТП стоимость ремонта велосипеда, стоимость лечения (велосипедист зафиксировал травмы у судмедэксперта, они оказались мелкими), моральный ущерб. Иных рычагов финансового воздействия на нарушителя нет.
Велосипедсит возмущен – значит, автомобилисты могут спокойно сбивать «двухколесных братьев» и им за это ничего не будет? За пересечение двойной сплошной прав лишают, а человек, сбивший велосипедиста, не несет вообще никакого наказания?!
Как объяснил нашей газете инспектор отдела по пропаганде ГИБДД по городу Ангарску Дмитрий Авраменко, определение вынесено правомерно. Велосипед, на котором едет человек, является транспортным средством, а значит, совершить на него наезд нельзя. ДТП с машиной классифицируется только как столкновение транспортных средств.
Выходит, закон несправедлив к велосипедистам. Как врезаться в них – так они почти машины, а как ремонтировать – так почти пешеходы. Что же им делать в таком случае?
Ездить по правилам (в крайней правой полосе как можно ближе к тротуару), перекрестки по возможности переходить спешившись и по пешеходному переходу, и в случае чего – не спускать дело на тормозах, а подавать в суд. Это не касается детей! Велосипедисты до 14 лет вообще не могут ездить по проезжей части! Да и по тротуарам тоже. Таким «водителям» место исключительно во дворах.
А еще велосипедисту нельзя пить спиртное, употреблять психотропные вещества (он же участник дорожного движения!), ездить, не держась за руль двумя руками, ездить в темное время суток без включенного белого фонаря, перевозить габаритные грузы, перевозить пассажиров, кроме ребенка до 7 лет на специально оборудованном сиденье, нельзя ездить по автомагистралям (междугородные и федеральные трассы).
Но и автомобилистам не стоит зазнаваться и забывать правила. Лето короткое, давайте жить дружно!
Это надо знать
Согласно «Правилам дорожного движения» ездить на велосипеде всех типов по улицам и автомобильным дорогам можно лицам не моложе 14 лет.
Во всех случаях велосипед должен иметь исправный тормоз и звуковой сигнал. Если велосипед используется в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, на велосипеде должен быть установлен спереди фонарь белого цвета, а сзади — фонарь или световозвращатель красного цвета.
С каждой боковой стороны велосипед должен иметь световозвращатели красного или оранжевого цвета.
Велосипедистам запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.
На велосипеде нельзя никого перевозить, кроме ребенка до 7 лет, но только в том случае, если велосипед оборудован специальным сиденьем и надежными подножками для перевозимого ребенка.
Если на велосипеде перевозится какой-либо груз, он не должен мешать управлению велосипедом, а также не должен выступать за габариты велосипеда более чем на 0,5 м по ширине и длине.
По улицам и дорогам движение велосипедов разрешается на расстоянии не более 1 м от правого края проезжей части и только в один ряд. На дорогах допускается движение по обочине при условии, если это не мешает пешеходам.
Выезд на расстояние более чем 1 м от края проезжей части допускается лишь для объезда и в разрешенных «Правилами дорожного движения» случаях для поворота налево и разворота
При объезде стоящего транспортного средства с выездом в другой ряд, намерении повернуть налево или направо велосипедист обязан подавать сигналы поворота соответствующего направления. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука или правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука или левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Подача сигналов указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.
На перекрестках велосипедистам можно поворачивать направо, а также налево, если на дороге нет трамвайных путей и в данном направлении имеется только одна полоса движения.
При повороте направо, несмотря на кажущуюся простоту маневра, нужно быть очень осторожным, потому что водитель едущего рядом и тоже поворачивающего направо автомобиля может не заметить велосипедиста и на повороте прижать его к углу тротуара. Предвидя такое положение, велосипедист может заблаговременно пропустить вперед поворачивающий автомобиль. Если таких автомобилей несколько, то безопаснее, отказавшись от поворота на проезжей части, сойти с велосипеда и, поставив его на тротуар, руками довести его до проезжей части нужной дороги.
Велосипедисту запрещено поворачивать налево или разворачиваться, если дорога имеет больше одной полосы в данном направлении. Запрещено выполнять эти маневры и в случае, если на улице имеется трамвайное движение.
Велосипедист, ведущий велосипед руками согласно «Правилам дорожного движения» считается пешеходом и должен подчиняться, как и другие пешеходы, сигналам светофора.