Что заставляет людей обращаться к творчеству? Не древний ли инстинкт созидания, вложенный в нас самим Творцом? А еще творчество сближает людей с утраченным раз и навсегда детством. Может быть поэтому многие давно выросшие люди по-прежнему «играют» в куклы, защитившись ради благопристойности профессией педагога-прикладника? Ответ на этот вопрос можно было поискать на выставке-ярмарке, состоявшейся 12 июня, в День России, на главной площади города. Здесь вниманию зрителей было представлено несколько десятков кукол, выполненных в разных техниках и из разнообразных материалов.
Вторая жизнь «рваной бумаги»
О своем увлечении куклами, длящемся уже 9 лет, Людмила Головань говорит: «Наверное, сейчас раскрывается то, что осталось недоигранным в детстве». Возле нее стоит несколько столиков с куклами из папье-маше, одетыми в разнообразную русскую одежду. Как преподаватель истории костюма, она нашла способ и здесь применить свои знания. Людмила Иннокентьевна шьет для кукол одежду самых разных эпох и национальностей, но на выставке были представлены только куклы в русских костюмах.
Старая, многократно проверенная техника «рваной бумаги» проста, но требует колоссального терпения и аккуратности – на изготовление одной такой куклы вместе с костюмом может уйти до года. В каждую из этих хрупких фигурок вложена масса труда. Например, для того чтобы одеть кукол из композиции «А зори здесь тихие», которая также была представлена на выставке, пришлось искать ткань времен Великой Отечественной войны – из нее и сшита кукольная военная форма.
Кажется, Людмиле Иннокентьевне подвластны все существующие техники. Рядом с куклами из папье-маше стоят русские обереги, традиция «вертеть» которые идет из глубины веков. Здесь же – развеселые, приносящие удачу домовята и куклы-полотенца с традиционной русской вышивкой крестом. Рядом с изделиями преподавателя – плоды творчества ее юных и уже взрослых учениц, которые с удовольствием перенимают у Людмилы Головань секреты мастерства.
Ставшие символом Ангарска
Одной из учениц является педагог Станции юных техников Елена Корнилова. В этом году она посещала «Школу ремесел», где преподает Людмила Головань. Среди ее кукол сразу бросается в глаза бурятский шаман, изготовленный в новой для нее технике папье-маше. На эту работу ушло около трех месяцев. Еще одна ее придумка – вязаные куклы. Легкие, яркие, напоминающие матрешек, только небьющиеся, они стали одним из последних увлечений ребят со Станции юных техников.
При этом излюбленной темой Елены Владимировны остаются куклы бурятской национальности. К этому она пришла неожиданно. «Кукол мы с детьми делали давно, – рассказывает Елена Корнилова, – но они не всегда могли вышить глаза. Часто вместо глаз получались щелочки. А почему бы нет?! Теперь мы делаем кукол-бурятов из отслуживших свое вещей и искусственного меха, и они пользуются большим успехом. Как символы Ангарска они уже уехали в Америку и Израиль. Во время последнего визита в Ангарск фигуриста Евгения Плющенко он получил в подарок от администрации города 10 наших кукол».
Конечно, творчество помогает вернуться к детству. Но куклы – это далеко не игрушки. Современные куклы ведут свое начало от безликих обрядовых, обережных кукол древности, которые когда-то были «помощниками» людей во всех их начинаниях и сопровождали их буквально от колыбели до могилы. Так что соприкосновение с «кукольной» культурой – это приобщение к нашей истории.