20 июня отмечен в календаре памятных дат как День беженца. А неделей раньше отмечают свой профессиональный праздник работники миграционной службы. Что из себя представляет наш город с точки зрения миграции населения, как качественно и количественно меняется состав АМО, об этом мы говорили с исполняющей обязанности руководителя миграционной службы Ольгой Горшениной.
– Ольга Ивановна, миграционная служба отметила свое 19-летие. Это довольно молодой возраст для государственной структуры. Чем сегодня занимается служба, какие вопросы решает?
– Перечень наших вопросов довольно широк. Мы работаем с иностранными гражданами, лицами без гражданства, отвечаем за их пребывание в нашей стране. Контролируем работодателей, которые привлекают иностранных граждан. Важное направление нашей работы – добровольные переселенцы. Это президентская программа – по Иркутской области территорией вселения определен Ангарск. Не важно, где именно, в каком населенном пункте региона намерены проживать переселенцы, необходимые документы оформляются у нас.
По-прежнему большое количество наших граждан обращается к нам за получением загранпаспорта. Не во всех отделах по области поставлены кабины для оформления загранпаспортов нового поколения. Ангарск освоил это новшество в числе первых. Причем к нам обращаются не только жители АМО, мы обслуживаем и Черемхово, Усолье, Нукуты и Аларский район. Надо отметить, что при такой увеличившейся нагрузке штат сотрудников нашего отдела остался прежним.
Также мы оформляем российские паспорта. Восстанавливаем документы после кражи, утери. Даже если человек не имеет регистрации в Ангарске. Документируем тех, кто приобрел российское гражданство. Ведём адресно-справочную работу – поддерживаем наши учёты или, проще говоря, занимаемся пропиской-выпиской. Случается, что в процессе деятельности выявляем преступления. Дактилоскопирование граждан – тоже наша работа. Новое для нас направление – оказание государственных услуг в электронном виде. Конечно, для наших сотрудников это дополнительная нагрузка, но данной услугой очень активно пользуются ангарчане, желающие оформить загранпаспорт.
– Все, кто из Ангарска уезжает и кто приезжает в него, проходят через вас. Кто покидает наш город? Куда люди едут, почему?
– Специальной статистикой и аналитикой по этому вопросу мы, конечно, не занимаемся. За 2010 год отток населения из Ангарска увеличился. Многие уезжают в Краснодарский, Ставропольский края, Курскую область, Москву, Санкт-Петербург. Если говорить о выезжающих за границу, это в основном Израиль, Германия (около ста человек).
– Кто именно уезжает? Возраст, семейное положение, социальный статус...
– Чаще уезжают семьями. Взрослые родители, дети. Видимо, в первую очередь причины отъезда – проблемы с рабочими местами, неблагополучная экология.
– Население Ангарска убывает не только за счет выехавших на постоянное место жительства. Количество умерших превышает количество родившихся.
– За год количество граждан, впервые получающих паспорт, сократилось на 500 человек (сейчас мы работаем с молодыми людьми 1997 года рождения). Это уменьшение заметно сказалось на проведении торжественных церемоний вручения паспортов, которые мы организовываем совместно с Музеем Победы. Год назад на таких мероприятиях собиралось до 70 человек, в этом году – не более 40.
– Кто в Ангарск (как на территорию вселения) приезжает? Что это за люди, с какой целью едут? Есть ли у них проблемы с нашими правоохранительными органами? Как их встречает ангарская земля – они ассимилируются с местным населением или держатся диаспорами? Как решаются их проблемы с документами и жильем?
– Основная масса добровольных переселенцев – из бывших союзных республик: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. Переселенцев из Украины и Белоруссии немного. В президентской программе прописано, кого мы, собственно, хотели бы видеть в числе добровольных переселенцев, специалистов каких профессий, возраста (репродуктивного – решать демографическую проблему в Российской Федерации – авт.). Но как раз таких граждан к нам едет немного. В основном на нашей территории пытаются легализоваться те, кто находился здесь по гостевой регистрации. Условия программы добровольного переселения – это легальный способ решить проблему, упрощенный вариант получения гражданства.
Если говорить о проблемах, связанных с такими гражданами, в первую очередь нужно сказать о жилье. Специально предназначенного для этих целей жилищного фонда в Ангарске нет. Мы встречаем семьи, работаем с ними. Переселенцы получают на руки безвозмездно определенную денежную сумму. Кто-то снимает жилье в городе, кто-то покупает домик в деревне. Каждый шаг таких семей мы отслеживаем, область также держит их на контроле.
– Случаются ли нештатные ситуации с выдачей российских паспортов?
– Случаи бывают самые разные. Иногда казусные. Парень из многодетной семьи служил в Подмосковье. Дезертировал. Долгое время о нем ничего не было известно, пока его родственники не обратились в программу «Жди меня». Парень откликнулся. Был суд. Его осудили. Парадоксальность ситуации в том, что на тот момент он не был признан живым. Пришлось этот пробел устранять после того, как закончился срок.
Истории криминального характера случаются, когда родственники не могут поделить жилплощадь. Например, женщина в возрасте уехала погостить к своей сестре, там заболела. Ее дочь умудрилась оформить поддельное свидетельство о смерти своей матери, выписала ее, приватизировала квартиру. Женщина тем временем вернулась в Ангарск, пошла оформлять необходимые документы – а ей их не дают. Причина – «вы умерли». В таких случаях правоту приходится доказывать через суд.
Наибольшее число такого рода ситуаций случается тогда, когда подходят к концу обещанные сроки приватизации. В прошлом году, например, было выявлено четыре поддельных свидетельства о смерти – умельцы научились перебивать данные на другого человека. Был случай, когда сестра выписала родного брата как умершего из квартиры, приватизировала, продала ее. А в это время парень 1986 года рождения отбывал наказание в Плишкино.
– Процесс оформления документов – дело долгое и хлопотное. Нередки наплывы желающих оформить загранпаспорта. Часто у дверей миграционной службы в ожидании приема скапливается большое количество людей. Новые технические возможности как-то облегчили выполнение ваших служебных обязанностей?
– Я не могу этого сказать. Потому что объем учетных обязанностей вырос. Много времени отнимает индивидуальный прием. К сожалению, часто приходится сталкиваться вот с какой ситуацией: сидит человек в очереди, ждет. И не может подойти к стенду, внимательно прочитать, что от него требуется, как именно нужно заполнять графы документа. Заходит в кабинет, и здесь выясняется, что бланк заполнен неверно или не полностью. Человек выходит, исправляет огрехи, снова заходит в кабинет, а это незапланированная трата времени... Хотелось бы, чтобы наши граждане было более внимательны и ценили не только свое время.
Беседовала Ирина Сутырина