Встреча ангарской власти с педагогами показала полное отсутствие взаимопонимания.
Система образования заключает в себе одновременно радость познания и клубок трудноразрешимых проблем. Родители и педагоги хорошо их знают. Первые смирились даже с «добровольными» взносами на дошкольные и школьные нужды при гарантированном государством бесплатном общем среднем образовании. Последние удивляют своим энтузиазмом и победами на всевозможных педагогических конкурсах, которыми госчиновники чествуют учителей и воспитателей в Год учителя. Но сейчас в связи с тем, что экономический кризис урезает всевозможные бюджеты, а тарифы на услуги ЖКХ возросли, вдвойне ударив по кошелькам и без того небогатых на материальные ценности педагогов, вновь обнажилась проблема низкой заработной платы ангарского учительства.
Эта проблема должна была стать главной на встрече представителей школ, детских садов и учреждений дополнительного образования города с ангарской администрацией в лице первого заместителя мэра АМО Ирины Цыпенко и главы города Леонида Михайлова, которая состоялась в актовом зале лицея №1 10 марта.
Глава начал свое выступление фразой, вызвавшей удивление в рядах сидящих в зале: «Уважаемые коллеги! Я к вам очень хорошо отношусь». Он говорил о наболевшем и объяснял педагогам, почему в городе произошло наложение проблем, которое заставило людей выйти на улицы: «С 2003 по 2008 год тарифы на обслуживание и ремонт жилья не повышались. В результате мы имеем следующее: дворники, сантехники и сварщики уходят из жилищных компаний. Будем иметь замороженные дома, раз не хотим устраивать собрания жильцов. По закону, тарифы должны определять собственники многоквартирных домов, а не глава города. Если этого не произойдет, я подпишу постановление без вашего согласия и ведома». Педагоги жалели дворников – они работают за такие же смешные деньги – и соглашались платить за коммуналку» по новым тарифам. Только одно «но» – нет у них на это денег. В зале раздавались выкрики: «Мы бы рады, но как нам жить, когда везде нужно платить? Нам тоже два года не повышали зарплату! С каких средств мы будем платить?» Многие принесли с собой на бумажках нехитрые расчеты своего семейного бюджета: младший воспитатель в детском саду получает на руки 3900. 2900 теперь нужно отдать за квартиру. 400 рублей заплатить за питание ребенка в саду. На «жизнь» остается… Подсчитали? Правильно, ровно 600 рублей. Да уж, хоккеистам ангарской команды мастеров такое и не снилось! (Лезть в чужой карман нехорошо – я это знаю, но больно уж обидно становится за педагогов: ведь они, в отличие от некоторых, отрабатывают свою мизерную зарплату стократно.) И, кстати, если уж говорить о справедливости, это им, а не работникам жилищных компаний, следовало бы заявить: мы за такую низкую зарплату воспитывать и обучать ваших детей не собираемся. Поднимайте ее (как тарифы!), или мы уйдем из школ и детских садов! Последствия при этом будут пострашнее, чем замороженный город, которым грозил Леонид Георгиевич…
Тем не менее, глава пообещал продлить срок действия своего постановления о приостановлении роста тарифов на обслуживание и ремонт жилого фонда до июля. Главное – чтобы большинство жителей города успело сформировать товарищества собственников жилья. (Все – в ТСЖ! Не напоминает поголовное вступление в колхозы? А что такое ТСЖ и кому оно на самом деле выгодно – еще разбираться и разбираться.) Многих обрадовало заявление Леонида Михайлова о том, что он готов уменьшить рост тарифов на холодную воду.
Когда слово взяла Ирина Цыпенко, к ней стали обращаться с вопросами о повышении зарплаты педагогов. На них Ирина Евгеньевна ответила: «Я прекрасно понимаю, как жить на такую зарплату». И добавила, что скоро педагогические ставки будут отменены, система оплаты труда станет отраслевой. Как это отразится на материальном положении работников образования – пока сказать трудно: слишком сложная система расчетов. Большинство сидящих в зрительном зале было представителями дошкольных учреждений, и суммы их зарплат, которые они озвучивали (от 3700 до 4200 рублей), удивили первого зама мэра АМО: «Заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума – 4330 рублей!» Она рассказала, что очереди на социальное жилье остановлены, но есть ипотечное кредитование – для среднего класса. Из зала раздалось: «Мы не средние, мы бедные!». На вопрос по поводу ремонтов и финансирования детских садов последовал ответ: «Сейчас нет денег даже на самое необходимое. Нужно работать с родителями по вопросам ремонтов и сбора средств». А когда на чье-то замечание, что в д/у ремонт который год производится своими силами, Ирина Евгеньевна попробовала отшутиться, ее слова: «Силы ваши забирать не будут», – прозвучали как-то совсем зловеще.
Несмотря на то, что оба представителя ангарской администрации горячо настаивали на своей принадлежности к сообществу педагогов, называя собравшихся не иначе как «уважаемые коллеги», стороны явно не понимали друг друга. Выкрики и слова протестов во время выступлений сменились откровенным шумом к концу встречи. Педагоги жаловались друг другу на свои общие беды, не слушая больше власть предержащих. Они из разных сфер действительности: одни работают с бумагами, другие реально формируют будущее России. Их работа – залог того, что подрастающие россияне станут обладателями необходимых в жизни каждому духовных ценностей, пренебрегать сохранением и передачей которых из поколения в поколение преступно в общечеловеческом масштабе. Жаль только, что те, кто цинично объявил Годом учителя время, когда половина российских педагогов оказалась в нищете, этого не понимают.