Или почему детский театр «Росток» опечатали на 3 месяца
14 июня 2011 года Ангарский городской суд вынес постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении школы №4: «Руководствуясь статьями 6, 12, 13, 14, 30, 67, 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд постановил: приостановить доступ в подвальное помещение школы №4 на 90 дней. И далее – до устранения нарушений». Казалось бы, ну и что? Кому этот подвал в три летних месяца сдался?!
Но ангарчане, близкие к культурным кругам, узнав эту новость, испытали шок – ведь в этом подвале вот уже 19 лет работает единственный в Ангарске школьный театр (театр – в смысле оборудованное помещение, а не детский коллектив!) «Росток». Режиссер театра Александр Говорин и художник Вячеслав Прошин на момент суда находились в отпуске. О том, что театр закрыли без их ведома, они узнали, увидев на дверях табличку «Опечатано» и заградительную ленту.
Как рассказал театралам директор школы Олег Низовцев, причина закрытия – нарушение пожарной безопасности. Инспектор пожарного надзора Владимир Прокуда, придя с очередной проверкой, обнаружил, что в театральном зале «Ростка» не работает вентиляция, а стены зала отделаны пенопластом. Кроме того, в подсобных помещениях имеется «захламление» (хранится реквизит). Этих нарушений инспектору оказалось достаточно, чтобы обратиться в суд и закрыть театр до 14 сентября. То, что 10 сентября «Росток» должен отметить свое 25-летие, ни пожарных, ни приставов не растрогало. И вообще – знали ли они об этом?!
Александр Говорин недоумевает, почему инспектор сразу обратился в суд с требованием о закрытии театра? Ведь все же люди, можно было поговорить с руководителями коллектива, высказать свои замечания. Их бы постарались устранить в кратчайшие сроки без этого шоу с ленточками и печатями!
Свою вину в нарушении правил пожарной безопасности Говорин и Прошин признают: да, пенопласт – горючий материал. И, по уму, зал им отделывать ни в коем случае нельзя. Однако решение применить запрещенный материал театралы приняли под воздействием другой стихии – воды.
– Когда 19 лет назад наш театр переехал в школу №4, и мы с таким трудом открыли построенный своими руками зал, уже на следующий день я понял – за жизнь придется бороться, – рассказывает Александр Анатольевич. – Наутро в зале было по колено воды. Прорвало какую-то трубу, коих в подвале море. И вот так – в бесконечных потопах – мы 19 лет и живем.
За эти годы театр приспособился к «водным процедурам». В одном из помещений сделали даже специальную «ванну» из бетона, чтобы вода из часто протекающей трубы сливалась именно сюда и не вредила другим комнатам. Тряпки, ведра и тазики в «Ростке» – такой же необходимый реквизит, как и тот, что на сцене. За годы потопов стены отсырели, кое-где появился грибок. По словам Александра Говорина, даже кулисы при такой сырости за два года сгнивают напрочь. Как быть? И вот тут кто-то из родителей подсказал – прекрасно впитывает воду пенопласт. Сказано – сделано. Скинулись, купили, нарезали, приклеили. Сверху покрыли водоэмульсионкой. И впервые за много лет вздохнули свободно в прямом смысле слова.
– Сырость ушла, пропал затхлый запах в зале, – говорит Вячеслав Прошин. – Декорации перестали портиться, кулисы не гниют. Но теперь пожарные недовольны...
Театралы и рады бы заменить пенопласт другим гигроскопичным материалом, но не знают каким. А может, поверх пенопласта просто нужно наклеить что-то еще? Ведь разрешают же пожарные строить дома с этим материалом в качестве наполнителя стеновых панелей.
Есть в «Ростке» и работающая вентиляция. Сделанный в прихожей бутафорский камин играет роль естественной вентиляции – его труба выходит на крышу. А вот вытяжка в зале сломалась еще несколько лет назад – отказало электроснабжение. Починить его сами театралы не смогли, а у руководства школы на ремонт денег не нашлось. Так и жили до сегодняшнего дня – «на честном слове и на одном камине».
Что до декораций, признанных пожарными «хламом», то тут даже у несведущих в театре людей возникает вопрос – как без этого «хлама» спектакли играть?! Все театры мира имеют декорации! Может, закрывать начнем с крупных, чтоб другим неповадно было? Большой, к примеру, в Москве опечатаем. Чего мелочиться?!
Руководители «Ростка» и так стараются убрать ширмы от греха подальше. Александр Говорин даже собственный гараж в школьный двор перевез – там хранится реквизит некоторых спектаклей. Но за 25 лет поставлено столько пьес! Куда девать остальное?!
В «Ростке» занимаются 50 человек. Это и дети, учащиеся школы №4, и подростки, и совсем взрослые люди. Занятия в театре бесплатные. Но все равно приходится помогать родному коллективу материально – все костюмы, реквизит, декорации изготавливаются только на средства самих актеров. На эти же средства коллектив выезжает на фестивали. Денег на устранение нарушений нет.
Директор школы Олег Низовцев говорит, что учреждение тоже не имеет такой суммы на балансе. Поэтому просьба материально помочь «Ростку» с ремонтом вентиляции и стен была отправлена им в управление образования. На стены попросили 20 тысяч, на вентиляцию – 50. В управлении обещали помочь. Но это, уверен Александр Говорин, лишь латание дыр.
– Нужно решить проблему с постоянным подтоплением, – считает Александр Анатольевич. – Из-за сырости у театра разрушилось крыльцо, мы зрителей заводим в зал через подвальные помещения (там у нас эвакуационный выход). Прежде чем попасть в театр, приходится идти мимо канализационных труб по земляному полу... Дети говорят, что «сначала там страшно, а потом – красиво». Нужно, чтоб не было страшно!
К юбилею театру очень нужна помощь с ремонтом. Для любой строительной компании такая помощь – трудозатраты небольшие. Зато хорошая реклама. «Росток» – образцовый коллектив, постоянно выступающий как в родном городе и области, так и за их пределами. Помогите – и ваше имя громко прозвучит с театральных подмостков.
Координаты режиссера театра Александра Говорина есть в редакции. Также его можно найти в школе №4 и в ДК нефтехимиков (театр «Чудак»).